Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | «Лес» стал пущейРоман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004 Первой премьерой МХТ имени Чехова в новом году станет «Лес» Островского в постановке Кирилла Серебренникова. Поскольку первую неделю января газеты отдыхают, театр пригласил журналистов на последний предпремьерный прогон. РОМАНУ ДОЛЖАНСКОМУ показалось, что он увидел целых два спектакля.Одно из чудес классической русской драматургии, «Лес» Островского написан так, что каждому режиссеру непременно предстоит делать выбор, какую из двух основных сюжетных линий пьесы взять за главную. То ли сосредоточиться на событиях в усадьбе Пеньки, где не первой молодости помещица Гурмыжская торгует лесом, томится по молоденькому Алексису Буланову и в конце концов женит его на себе. То ли укрупнить роли двух странствующих актеров, трагика Несчастливцева и комика Счастливцева, ставших нарицательными персонажами. Собственно говоря, среднестатистическая трактовка «Леса» заключается в коллизии двух миров дремучего помещичьего болота и вольнице провинциального театра, у двух рыцарей которого нет ни копейки в кармане, но зато не занимать благородства. Кирилл Серебренников принадлежит к числу режиссеров, знающих толк в броском сценическом жесте, в ярком театральном приеме, в праздничных неожиданностях действия. Но признавать превосходство театральной романтики над пошлостью быта он не согласен слишком уж много пошлости обычно таится в этой романтизации. Режиссеру как раз гораздо интереснее активными театральными средствами разбираться с бытом, то есть с обществом и его историей. Действие комедии Островского Кирилл Серебренников и художник Николай Симонов перенесли в 70-е годы прошлого века, в советский мир, грезящий о запретной роскоши и мещанском счастье. В тот мир, где «сексуальная революция» не могла быть названа своим настоящим именем, но где свобода страстей вырастала из несвободы правил. Раиса Павловна Гурмыжская (кстати, и имя у героини Островского какое-то не «островское», а будто бы из советской комедии) живет в одеждах и интерьерах, срисованных с чудом привезенного и зачитанного до дыр подружками немецкого журнала «Некерманн». Вот и сами подружки тут как тут режиссер резко повысил концентрацию женщин в списке действующих лиц, вместо соседей Уара Кирилловича и Евгения Аполлоновича в «Лесе» появились соседки Уара Кирилловна и Евгения Аполлоновна (последнюю, кстати, обаятельно и стильно играет ветеран мхатовской труппы Кира Николаевна Головко, в свое время видевшая «Лес» Мейерхольда и игравшая Аксюшу в мхатовском «Лесе» 1948 года). А вместо престарелого слуги Карпа пара уморительно смешных горничных в крахмальных наколках, точь-в-точь из партийного спецбуфета. Вообще в спектакле немало отчетливо узнаваемых и очень хорошо работающих знаков, деталей и звуков эпохи: хрустальные люстры и радиола, домашние кресла и нехитрые аттракционы с детской площадки, серая сберкнижка в шкатулке и огромные, во всю сцену, фотообои, Лолита Торес и песня Высоцкого под гитару. Плюс детский хор на сцене, придающий всей атмосфере «Леса» не только музыкальный настрой, но и логическую завершенность. В ностальгическом аду советского детства, в этом «городе женщин» Кирилла Серебренникова зарождается и разрастается неудержимая страсть стареющей дамы к молодому человеку. Режиссер словно разбудил Наталью Тенякову от затянувшейся на годы актерской спячки: она подробно и отважно прослеживает преображение тетки с нелепыми косичками в похотливую, разбитную гетеру в коротком платье и высоких сапогах. Надо видеть, как косит глазами госпожа Тенякова в сторону юноши, занимающегося в трусах и майке домашней гимнастикой. И как необычайно талантливый молодой актер Юрий Чурсин играет иное преображение, из нескладного гадкого утенка в хамоватого домоправителя, тоже надо видеть. В финале Буланов произносит программную речь перед микрофоном и вместе с детьми исполняет хит Пахмутовой и Добронравова «Беловежская пуща». Соседки же, явно вдохновленные примером Гурмыжской, расхватывают подростков-хористов и усаживают их рядом с собой за стол. Кирилл Серебренников приводит своих героев к счастливому эпилогу и одновременно к смертельному тупику: не случайно, что уже в тени закрывающегося занавеса служанка Улита успевает подложить к ногам Гурмыжской погребальный венок. У героини Евгении Добровольской в спектакле тоже были минуты вожделенного дамского раскрепощения в дело мог сгодиться немолодой бомжеватый недотепа Аркашка Счастливцев. Но персонаж Авангарда Леонтьева на беду оказался актером, а разочарование его социальным статусом оказалось для Улиты сильнее, чем соблазн плоти. В новом мхатовском «Лесе» театр вообще не обладает магнетической силой, и бедная родственница Аксюша убегает из усадьбы вовсе не потому, что Несчастливцев посвятил ее в актрисы. Судя по настроению ее жениха Петра, молодые собираются хипповать и отрываться на танцплощадках. Именно с темой театра связан главный промах этого смело и талантливо придуманного и в целом увлекательно исполненного спектакля. На мой взгляд, досадной ошибкой режиссера стало назначение на роль Несчастливцева Дмитрия Назарова. Господин Назаров, актер богатырского сложения, размашистого жеста и безудержного темперамента, работает полнокровно и энергично, не ниже своих возможностей. Но это как раз и плохо: его Несчастливцев будто забрел в мхатовский «Лес» из совершенно другого спектакля. И помимо своей воли, просто в силу природных данных, господин Назаров едва не сломал всю режиссерскую игру, едва не затоптал основную тему. Вполне возможно, что именно ему будет доставаться главная порция зрительских аплодисментов. Но не стоит обольщаться. Ведь коль скоро замысел режиссера связан с определенной эпохой, надо бы помнить, что те годы, о которых идет речь, маркированы совершенно иным типом актерства, непоказным, сливающимся с жизнью и чурающимся котурнов. Что бы было, если б в интерьеры неброского шика 70-х вдруг внесли роскошный многоуважаемый шкаф из другой эпохи? Пресса Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 Юрий Чурсин: «Не держу в памяти свои победы или поражения», Анна Антонова, Ok!, 8.04.2022 МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 «И мы теперь враги два бывших побратима
», Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022 МХТ имени Чехова представит свою версию пьесы «Сирано де Бержерак», BFM.ru, 20.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 «Сирано де Бержерак». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 19.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 На злобу дня: как дуэлянта Сирано сделали героем в МХТ, РИА «Новости», 19.03.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию пьесы «Сирано де Бержерак», ТАСС, 19.03.2022 Юрий Чурсин: «У Табакова всегда был в кармане пакет соблазнов», Зоя Игумнова, Известия, 22.02.2022 Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет телеканала «Культура», 25.02.2021 Рената Литвинова представит новый спектакль в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.02.2021 Рената Литвинова рассказала о спектакле «Звезда вашего периода», видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 24.02.2021 Премьера спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» пройдет в МХТ им. Чехова, ТАСС, 24.02.2021 Рената Литвинова представляет свой новый авторский спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет Первого канала, 23.02.2021 Юрий Чурсин сыграет в авторском спектакле Ренаты Литвиновой, Елена Алдашева, Театр, 15.01.2021 Юрий Чурсин снова сыграет в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 22.08.2020 Юрий Чурсин возвращается в «Лес», Театр, 20.08.2020 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Юрий Чурсин: «Мой Атос оставляет больше вопросов, чем ответов», Анна Позина, Известия, 13.11.2013 Фоторепортаж «Московский Художественный театр имени Чехова открыл новый сезон», Московский комсомолец, 3.09.2013 Актёр Юрий Чурсин: «Не хочу усугублять фобии зрителя», Ирина Стропова, обозреватель «Добрый вечер», 9.08.2013 Юрий Чурсин: Красота ориентир, от которого я строю все остальное, Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006 Неожиданная «Жертва», Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006 Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005 Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004 «Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004 К лесу задом, к зрителю передом, Итоги, 11.01.2004 |