Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Неожиданная «Жертва»

Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Первый Римский международный кинофестиваль начинает свой путь превосходно: он увенчал главным призом российский фильм «Изображая жертву», из 16 конкурсных картин отдав предпочтение работе Кирилла Серебренникова.

Вердикты на этом фестивале выносит жюри, состоящее из 50 кинозрителей с итальянским классиком Этторе Сколой во главе.

Кирилл Серебренников этого успеха не ждал. «Это чисто русская история, иностранцы ее не поймут. Я даже не знаю, нужно ли мне лететь в Рим вообще», — убежденно говорил он на «деловом завтраке» в «Российской газете» как раз в день открытия фестиваля. Лететь пришлось, и повод для этого более чем приятный. Победа в Риме в очередной раз развеивает легенду о том, что для выхода на международный экран нашему кино нужно только ловко подстроиться под вкусы тамошней публики, изучить и повторить темы и приемы, снискавшие всесветный успех Голливуду. Учиться полезно, но история не раз доказывала, что интерес к искусству обеспечивается как раз сугубо «внутренними» художественными поисками: людям интересна не штамповка, а национальная самобытность, идет ли речь о российском, французском, шведском или итальянском кино. Вот и теперь: история о парне, изображающем жертву в следственном эксперименте, дала возможность развернуть колоритнейшие картины нравов современной России, причем так, что в их «особости» угадываются контуры вечной шекспировской истории о Печальном принце. Мировая пресса уже оценила и звездный потенциал некогда знаменитой русской актерской школы: исполнителя главной роли Юрия Чурсина критик деловой киногазеты Variety Лесли Перперин сравнила с молодым Джимом Керри и сулит ему хорошее будущее в кино.

«Я смотрел итальянское кино еще ребенком, оно в моей голове и в моем сердце. И никак не ожидал, что получу этот приз в Риме, — сказал, принимая высшую награду фестиваля, Кирилл Серебренников. — Это фильм о России и для русских, потому что мы все еще верим, что кино может изменить образ мыслей людей и пробудить их совесть. Мой фильм, я надеюсь, — художественное отражение всего того, что заполняет умы людей в сегодняшней России: неуверенность, ужас, надежда. Я счастлив, что такая картина пользуется успехом и за пределами России — в Европе и здесь, в Риме, столице кинематографа. Я невероятно счастлив. Спасибо Риму и его публике, спасибо народному жюри: кино для массового зрителя — удивительная штука. Спасибо моим продюсерам Наталье Мокрицкой и Ульяне Савельевой, которые рискнули взять в производство фильм, у которого в России нет шансов. Счастье — это Рим».

Тематически схожа с русской картиной оказалась и драма «Это — Англия» (режиссер Шейн Мидоу, Великобритания), удостоенная Специального приза жюри. Она — о 12-летнем мальчике, связавшемся с группой скинхедов, о молодых людях, трагически запутавшихся в жизни. «Обе эти прекрасные картины не отнесешь к коммерческому кино, — сказал на торжественной церемонии президент фестивального жюри Этторе Скола, — но я надеюсь, что они привлекут внимание самой широкой аудитории».

Актерские призы Рима достались итальянцу Джорджо Коланьели за роль приговоренного убийцы в фильме «Соленый воздух» и француженке Ариане Аскарид («Армения» Роберта Гуэдигьяна). Принимавший участие в конкурсе фильм Отара Иоселиани «Сады осенью» не получил ничего.

Международный фестиваль в Риме создан в этом году в пику дряхлеющей Венецианской Мостре и, в отличие от нее, прорекламирует себя как сугубо демократический киноконкурс: его залы и открытые площадки одномоментно вмещают более сорока тысяч зрителей. С самого старта заполучив множество влиятельных спонсоров и бюджет в 10 миллионов евро, он открылся шумной премьерой фильма Стивена Шайнберга «Воображаемый портрет Дианы Арбус» с Николь Кидман и в течение девяти дней демонстрировал фильмы на 20 экранах итальянской столицы, от огромного киноконцертного комплекса «Аудиториум Мюзик Парк» до исторической площади Пьяцца дель Пополо и фонтана Треви, где Федерико Феллини снимал легендарную сцену купания Аниты Экберг в фильме «Сладкая жизнь».
Пресса
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022
«Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021
Актёр Юрий Чурсин: «Не хочу усугублять фобии зрителя», Ирина Стропова, обозреватель «Добрый вечер», 9.08.2013
Юрий Чурсин: Красота — ориентир, от которого я строю все остальное, Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006