Сергей Глебович Десницкий
Заслуженный артист РФ
(04.04.1941, г. Москва — 19.11.2025, г. Москва)
Окончил Школу-студию МXАТ в 1962 г. (курс Г. Герасимова и А. Карева).
В 1964 г. был принят в труппу Московского Художественного театра, где до своего ухода в 1991 г. сыграл 87 ролей. Первый исполнитель в спектаклях: “Шестое июля” (Карелин); “Ночная исповедь” (Ласточкин); “Будни и праздники” (Вовка-критик); “Обратный счет” (Оппенгеймер); “Возчик Геншель” (Вермельскирх); “Московский хор” (Станислав Геннадьевич); “Варвары” (Монахов). В перечне его работ – обилие вводов и срочных замен, связанное отчасти с его режиссёрским участием в нескольких постановках.
Был режиссером-ассистентом Б. Н. Ливанова в постановке “Чайки” (1968), и в этой пьесе им переиграны Дорн, Медведенко, Шамраев, Треплев, Сорин, Тригорин. В “Иванове” (Десницкий был в постановке О. Н. Ефремова режиссером) его актерское участие так же разнообразно: Косых, Львов, Лебедев, Боркин; на гастролях в ФРГ исполнял заглавную роль. В “Трех сестрах” играл Тузенбаха, Андрея Прозорова, Соленого, Кулыгина, Вершинина. В “Старом Новом годе” играл также три роли (тесть, Иван Адамыч, Любин муж). После “Чайки” и “Иванова” как режиссер-ассистент участвовал в спектакле “Кино”. Вместе с Ю. Л. Леонидовым и В. Н. Шиловским возобновлял “Кремлевские куранты”. Входил в режиссерскую группу спектакля “Так победим!”.
В 1990 году, вместе с женой, актрисой Еленой Кондратовой, организовал собственную антрепризу, в которой поставил три дуэтных спектакля («Дама с собачкой» А. Чехова, «В Париже» И. Бунина и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова).
С 1991 по 1997 год С. Г. Десницкий как режиссёр и актёр работал в театре «У Никитских ворот», где играл в спектаклях «История лошади» (Холстомер), «Триумфальная площадь» (Мейерхольд), «Летняя ночь. Швеция», «Морфий», «Преследование и убийство Жана-Поля Марата», «Бедная Лиза» (Леонид), «Дядя Ваня» (Серебряков), «Вишневый сад» (Фирс), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Илико). Поставил спектакли «Треугольник. Анна-Каренин-Вронский», «Необыкновенные приключения Мастера Михаила Афанасьевича и его Маргариты, Елены Сергеевны», «Утиная охота».
Вернулся в труппу МХАТ имени А. П. Чехова в 1997-м и состоял в ней до 2017 года. Играл в спектаклях «Амадей» (граф Франц Орсини Розенберг), «Самое главное» (Директор провинциального театра), «И свет во тьме светит» (Генерал), «Профессия миссис Уоррен» (Прейд), «Нули» (Мужчина, Адвокат), «Учитель словесности» (Директор гимназии), «Тутиш» (Сайфулло) и др.
С 1999 года возглавлял Мемориальный Чеховский театр в Мелихове.
Во МХАТе имени Горького поставил спектакли «Мифический муж и его собака» по переписке А. П. Чехова и О. Л. Книппер (2021), был режиссёром восстановления спектакля Вл. И. Немировича-Данченко «Три сестры» (2023).
Автор мемуаров «Сквозное действие любви», романа «Братья Пётр и Павел».
Фильмография
Окончил Школу-студию МXАТ в 1962 г. (курс Г. Герасимова и А. Карева).
В 1964 г. был принят в труппу Московского Художественного театра, где до своего ухода в 1991 г. сыграл 87 ролей. Первый исполнитель в спектаклях: “Шестое июля” (Карелин); “Ночная исповедь” (Ласточкин); “Будни и праздники” (Вовка-критик); “Обратный счет” (Оппенгеймер); “Возчик Геншель” (Вермельскирх); “Московский хор” (Станислав Геннадьевич); “Варвары” (Монахов). В перечне его работ – обилие вводов и срочных замен, связанное отчасти с его режиссёрским участием в нескольких постановках.
Был режиссером-ассистентом Б. Н. Ливанова в постановке “Чайки” (1968), и в этой пьесе им переиграны Дорн, Медведенко, Шамраев, Треплев, Сорин, Тригорин. В “Иванове” (Десницкий был в постановке О. Н. Ефремова режиссером) его актерское участие так же разнообразно: Косых, Львов, Лебедев, Боркин; на гастролях в ФРГ исполнял заглавную роль. В “Трех сестрах” играл Тузенбаха, Андрея Прозорова, Соленого, Кулыгина, Вершинина. В “Старом Новом годе” играл также три роли (тесть, Иван Адамыч, Любин муж). После “Чайки” и “Иванова” как режиссер-ассистент участвовал в спектакле “Кино”. Вместе с Ю. Л. Леонидовым и В. Н. Шиловским возобновлял “Кремлевские куранты”. Входил в режиссерскую группу спектакля “Так победим!”.
В 1990 году, вместе с женой, актрисой Еленой Кондратовой, организовал собственную антрепризу, в которой поставил три дуэтных спектакля («Дама с собачкой» А. Чехова, «В Париже» И. Бунина и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова).
С 1991 по 1997 год С. Г. Десницкий как режиссёр и актёр работал в театре «У Никитских ворот», где играл в спектаклях «История лошади» (Холстомер), «Триумфальная площадь» (Мейерхольд), «Летняя ночь. Швеция», «Морфий», «Преследование и убийство Жана-Поля Марата», «Бедная Лиза» (Леонид), «Дядя Ваня» (Серебряков), «Вишневый сад» (Фирс), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Илико). Поставил спектакли «Треугольник. Анна-Каренин-Вронский», «Необыкновенные приключения Мастера Михаила Афанасьевича и его Маргариты, Елены Сергеевны», «Утиная охота».
Вернулся в труппу МХАТ имени А. П. Чехова в 1997-м и состоял в ней до 2017 года. Играл в спектаклях «Амадей» (граф Франц Орсини Розенберг), «Самое главное» (Директор провинциального театра), «И свет во тьме светит» (Генерал), «Профессия миссис Уоррен» (Прейд), «Нули» (Мужчина, Адвокат), «Учитель словесности» (Директор гимназии), «Тутиш» (Сайфулло) и др.
С 1999 года возглавлял Мемориальный Чеховский театр в Мелихове.
Во МХАТе имени Горького поставил спектакли «Мифический муж и его собака» по переписке А. П. Чехова и О. Л. Книппер (2021), был режиссёром восстановления спектакля Вл. И. Немировича-Данченко «Три сестры» (2023).
Автор мемуаров «Сквозное действие любви», романа «Братья Пётр и Павел».
Фильмография
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Тутиш | Сайфулло | Режиссёр Марина Брусникина | 27 окт 2007 |
| Учитель словесности | Директор гимназии | Режиссёр Николай Шейко | 20 мая 2003 |
| Нули | Мужчина | Режиссер Ян Буриан | 21 дек 2002 |
| Профессия миссис Уоррен | Прейд | Режиссер-постановщик Владимир Салюк | 18 мая 2000 |
| Самое главное | Директор провинциального театра | Режиссер-постановщик Роман Козак | 12 окт 1999 |
| И свет во тьме светит... | Генерал | Режиссер-постановщик Вячеслав Долгачев | 05 окт 1999 |
| Сон в летнюю ночь | Эгей | Режиссер Николай Шейко | 17 ноя 1998 |
| Три сестры (1997) | Чебутыкин | Режиссёр-постановщик Олег Ефремов , Режиссёр Николай Скорик , | 25 фев 1997 |
| Кабала святош (Мольер) | Брат Верность | Режиссёр Адольф Шапиро | 27 дек 1988 |
| Колея | Слепухин | Режиссёр Леонид Хейфец , Режиссёр-стажёр Ю. Соловьев, Александр Аркадин-Школьник | 30 июн 1987 |
| Тамада | Сергей | Постановка Кама Гинкас | 28 окт 1986 |
| Амадей | Граф Розенберг | Постановка и режиссура Марк Розовский , Режиссёр Игорь Власов , | 20 дек 1983 |
| Так победим! | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Роза Сирота , Режиссёрская группа Сергей Десницкий, Леонид Монастырский, Николай Скорик, Д. Мкртчян | 19 дек 1981 | |
| Иванов (1976) | Режиссёр | Режиссёр Сергей Десницкий | 26 дек 1976 |
| Обратный счёт | Оппенгеймер | Постановка и режиссура Иосиф Раевский , Режиссёр Владимир Захаров , | 29 дек 1970 |
| Чайка (1968) | Режиссёр-ассистент | Режиссёр-ассистент Сергей Десницкий | 25 дек 1968 |
| Мария Стюарт | Граф Кент | Постановка и режиссура Виктор Станицын , Режиссёр-ассистент Иван Тарханов , | 23 мар 1957 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись и рассказ Наталии Каминской о постановке
-
В издательстве «Никея» выходит книга Сергея Десницкого «Сквозное действие любви»
-
Открытие мемориальной доски Виктору Монюкову. Фоторепортаж Екатерины Цветковой
-
Вручение памятных знаков «Чайка». Фоторепортаж Михаила Ветлова