Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде»

Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Если перебирать артистов, которые могли бы сыграть обольстительную красотку, то фамилия Дмитрия Дюжева в этом списке будет стоять где-нибудь ближе к концу. ВОТ Космос из «Бригады» — да, он. Или провокатор Азеф из «Всадника по имени Смерть» — тоже подходит. И даже монах из «Острова» — тоже вполне. Но женщину?! Тем не менее именно Дюжева пригласил режиссёр Евгений Писарев на одну из главных ролей в спектакль «Примадонны», премьерой которого МХТ завершает год и открывает после реконструкции основную сцену.

Где у женщин логика
ДЛЯ меня самого это предложение стало полной неожиданностью. Но мне было важно найти оправдание этой истории. Зачем двум актёрам выдавать себя за племянниц умирающей миллионерши? Получается, что мой герой и герой Юры Чурсина оказываются на грани жизни и смерти: в профессии успеха нет, да и возвращаться им особо тоже некуда — они же бездомные, существовали только за счёт спектаклей. И нужно либо идти на какое-то тяжкое преступление, либо использовать тот случай, который им подарила судьба, и обойтись меньшим злом, пойдя на такую махинацию. 
Я очень много нового узнал — и о женщинах, и о женской психологии, и о женской логике.

А уж женская одежда!.. Когда колготки новые, вообще непонятно, где у них перёд, а где — зад. В этом, наверное, и заключается суть женской логики? Загадочной?
Первый опыт перевоплощения я получил у знаменитого английского режиссёра Деклана Донеллана в «Двенадцатой ночи» (там все роли играют только мужчины). К нам приезжала Джудит, помощница Донеллана. Она учила нас правильно двигаться — ведь у женщин даже центр тяжести находится не там, где у мужчин. Это другое ощущение от походки, от тела целиком. Поэтому, работая над «Примадоннами», с каблуков мы уже не падали.
Лёгкие деньги не соблазняют
В ШКОЛЕ для одарённых детей (Дмитрий закончил её в Астрахани в 1995 г. — Прим. ред.) я учился на художественно-эстетическом отделении. Обучение строилось с таким расчётом, чтобы детям некогда было болтаться по улицам. Помимо уроков мы и творческие вечера устраивали, и спектакли, и бенефисы учеников — со стихами, музыкой, которую писали сами. И всё равно хватало времени и на двор, и на посиделки в подъезде.

Московский театр юного зрителя — это был сознательный выбор. Учась на третьем и четвёртом курсах, я работал в «Ленкоме» у Марка Захарова, который был нашим педагогом. Но мне хотелось уже самому играть роли, а не наблюдать. Но Яновская, худрук ТЮЗа, очень убедительно сказала: «Приходите в наш театр — всё у вас будет». И я поверил. 
Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, Ролан Быков начинали в этом театре. Я и сейчас пользуюсь полученным там опытом, потому что зритель-ребёнок очень точно чувствует настроение артиста, его внутреннюю эмоцию, хотя видит перед собой не актёра, а персонаж.

В МХТ порядки строгие. И это повод задуматься: может, и не стоит разбрасываться, соглашаясь на не очень качественные проекты? Артист свободный ради денег согласится на любое предложение — только бы была работа. Олег Павлович даёт хорошую зарплату — на неё можно прожить. Но при этом очень чётко следит за качеством и недобросовестно сделанные вещи на сцену просто не выпускает.
Меня лёгкие деньги не соблазняют. Я веду телепередачу на одном из каналов, есть съёмки в кино. Их немного, но это то, в чём стоит сниматься.

Космос в «Бригаде» была первая моя большая работа. О общественном резонансе, который вызовет этот сериал, о будущей славе тогда никто не думал. По крайней мере я. Был интересный сценарий и режиссёр, для которого это тоже был дебют и который своей энергией заражал нас.
Мне кажется, что герои «Бригады» — это порождение политики, которую в те годы вела наша страна. Значение закона ослабело, и те, кто посильнее, сориентировались на месте. И, сориентировавшись, поняли, что не закон, и не правительство, и не по-настоящему авторитетные личности формируют наше сознание, нашу жизнь, наши взгляды. Эту нишу вполне могут занять они. Чему Космос, Пчела, Саша Белый нас научили? Наверное, тому, что правительству нельзя быть до такой степени мягкотелым, чтобы не контролировать общество.

Греховного ничего в актёрской профессии нет. Напротив, эта профессия нравоучительная. Артисты далеко уже не скоморохи. Они несут зрителю мысль, а не только развлечение. 

Мне очень понятна та жизнь, которую Павел Лунгин показал в «Острове». Какое-то внутреннее стремление к этому у меня есть, но пока находятся силы, чтобы существовать в светском мире и пытаться жить с правдой и со стремлением к святости здесь.

От Интернета я себя стараюсь ограждать. Иначе могу пропасть там на всю ночь. А ведь нужно давать себе время на отдых. Сцена отнимает много сил — и физических, и душевных. И вне сцены приходится себя ограничивать — не позволяешь каких-то лишних развлечений, слабостей. Но эти лишения оправданны.