Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Ноты про тексты: как МХТ им. Чехова открыл юбилейную программу 125-го сезона

Марина Иванова, Известия, 28.01.2023
Любовь первая и последняя, безответная и взаимная, счастливая и трагическая. Куприн и Бунин, Горький и Булгаков, Чехов и Вампилов. А также Константин Хабенский с созвездием актеров и Юрий Башмет с «Солистами Москвы». Музыкально-литературным спектаклем «Истории любви» МХТ им. Чехова открыл программу юбилейного года, посвященную 125-летию Художественного театра. «Известия», побывав на торжестве и поговорив с его участниками, оценили масштаб замысла и его воплощение. 

И примкнувший к ним Куприн

В истории Художественного театра были вечера литературные и вечера музыкальные. А вот чтобы оркестр и актеры участвовали в спектакле на равных — такого еще не было. В этом смысле Константин Хабенский и Юрий Башмет — первопроходцы.
Маэстро Башмет заметил, что они с Константином Юрьевичем давно подбирались к теме любви, а сейчас хорошо всё совпало. На каждом его зимнем фестивале должна быть премьера — и она состоялась. МХТ должен был открыть программу юбилейного года Художественного театра — и он ее открыл.
Литературный материал заимствовали у писателей, сотрудничавших с МХТ. Чехов, Горький, Бунин, Булгаков, Вампилов. В список авторов попали также Куприн, который к МХТ отношения не имел. Впрочем, Чехов настолько ценил его актерские способности, что советовал ему поступать в труппу Художественного театра.
Музыку написал Кузьма Бодров. Семь рассказов — семь оркестровых пьес. Красивых, тональных, иногда с диссонансами. Партитуру спектакля создавали вместе с режиссером Георгием Ковалевым и актерами. Подробно расписали, где музыка сопровождает слово, где отступает, а где выходит на первый план.
Художник Николай Симонов декорировал сцену разновысотными помостами. В углублении между ними, в импровизированной оркестровой яме расположились «Солисты Москвы» во главе с Башметом. На обозрении зала оказались нервная спина маэстро, музыканты анфас и весь процесс исполнения музыки. Цветовой доминантой стал черный. На заднике клубились серо-бежевые облака, а вся конструкция стремилась в бесконечность.
Вечер начался с сюрприза. На сцене появился худрук Хабенский. В списке чтецов он не значился, но свой вклад в программу внес — прочел фрагмент из рассказа Чехова «О любви». Из немалого повествования выбрал то, что можно назвать концептом вечера: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что „тайна сия велика есть“, всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными. То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, — это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай».

Индивидуально и вместе

Первым «случай» огласил Игорь Золотовицкий. Ректор Школы-студии МХАТ прочел «Святую любовь» Куприна — о том, как разбились мечты наивного юноши. Оркестр сопровождал повествование лирическими темами, а там, где потребовался сарказм, перешел на галоп.
— Миссия театра — рассказывать про любовь, любви нам сегодня не хватает, — прокомментировал актер. — Поэтому даем лирическую интонацию. А интонация театра всегда соответствовала времени, недаром наши основоположники назвали свое детище общедоступным.

Михаил Пореченков и Анна Чиповская в очередь читали «Рассказ о безответной любви» Максима Горького. Михаил брал темпераментом. Анна искрилась женственностью.
На вопрос, узнала ли она что-нибудь новое о любви, актриса призналась, что человек она чувствительный, впечатлительный и Горький в нее «попадает сильно». Что касается любви, то ей и жизни не хватит, чтобы постигнуть это явление, а повторить опыт героев рассказа ей бы не хотелось.
— Всё настолько безысходно, и у героя такая болезненная привязанность к героине, что мне не хотелось бы иметь такие инсайды, не хотелось бы оказаться ни на стороне ее, ни на стороне его, — заметила Анна.

Кристина Бабушкина насытила тонкими психологическими деталями чеховский «Рассказ госпожи NN». Речь шла о даме, которая так кичилась своим богатством и знатностью, что упустила любовь человека незнатного и небогатого.
— «Истории любви» — восхитительная тема к юбилею, а то, как мы работаем с оркестром, — настоящие музыкально-драматические кружева, — порадовалась актриса.

Народный артист России Авангард Леонтьев с блеском преподнес «Любовь», вместе с Чеховым поиронизировав над глупенькой Сашей и неизвестно почему влюбленным в нее рассказчиком.
— Материал выбирал худрук, он же занимался распределением материала. Я, как солдат, подчинился решению. У Чехова не бывает плохих рассказов, — считает Авангард Леонтьев. — С оркестром всегда большой кайф выступать. Музыка написана так, чтобы не помешать слову. Она подспудная, неявная, без неожиданностей. А где-то, наоборот, выходит на первый план. Это любовь звучит, а мы в это время молчим. Главное внимание — на взаимодействие. А вдруг пропустишь свое вступление? Ловим сигнал дирижера.

Попадание в сердце

Чтецкие пюпитры расставили по всему периметру, и актеры, если им требовалось обозначить персонажа, имели некоторое пространство. Отличилась Ирина Пегова. Прошлась по подмосткам светской дивой, придерживая шлейф вечернего платья («Легкое дыхание» Бунина). Выбежала мальчишкой-сорванцом в «Псаломе», который прочла вместе с Игорем Верником.
Рассказ Булгакова в их исполнении превратился в мини-театр. Актриса преображалась то в ребенка, то в его маму. Актер вжился в роль страдающего мужчины — он бы и рад помочь любимой женщине, но как это сделать, не знает.
Еще один герой Верника — персонаж рассказа Александра Вампилова «Моя любовь» — напротив, поначалу был в себе уверен, а потом заскучал.
— Вампиловский рассказ — это вообще чудо: про то, как человек решил вернуться к своей первой любви, и она его ждала, — поделился актер. — Оркестр иногда работает в контрапункте со словом, создавая объем. А иногда — легкость, дыхание. 
Верник считает, что слово гениев, соединенное с музыкой, — верный рецепт попадания в сердце. Выберите рассказ, найдите музыкантов — и читайте любимой женщине, посоветовал он.

Желательно, конечно, чтобы у рассказа был счастливый конец, но такой в программе оказался один — вампиловский, причем его герой в свое счастье не поверил. А вот эксперимент с музыкально-литературным форматом, судя по реакции напряженно внимавшего зала, стал удачным. Не исключено, что в скором времени новый спектакль войдет в репертуар МХТ им. Чехова. Предыдущий опыт Хабенского и Башмета — «Не покидай свою планету» по сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — уже там.

Оригинал статьи
Пресса
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Михаил Пореченков: «Амплуа у меня одно – я простак», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 4.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Михаил Пореченков: «Состояние неспокойное, жалко Родину», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.07.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Михаил Пореченков: Я заслужил хорошее место в самолете, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2019
Михаил Пореченков отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2019
Похож ли Пореченков на Пореченкова, Алексей Филиппов, Российская газета, 28.02.2019
Михаил Пореченков готовится к юбилейной роли в «Беге», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 18.11.2018
Сбор труппы МХТ имени Чехова открылся сценой из спектакля Серебренникова, Жанна Самардакова, видеосюжет телеканала «360», 31.08.2017
Михаил Пореченков: «Хочу быть комиком», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 25.01.2017
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Калужане посмотрели спектакль МХТ им. Чехова в онлайн-режиме, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Калуга), 1.04.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Агент культурной безопасности, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 22.01.2015
МХТ вернул долг Саратову, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 20.01.2015
«Крейцерова соната» сыграна на сцене театра драмы, видеосюжет ГТРК «Саратов», 19.01.2015
Михаил Пореченков о Саратове: Город мне нравится, Четвёртая власть (Саратов), 19.01.2015
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Запретить Пореченкова — это утопия, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 7.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Михаил Пореченков в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 18.05.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
День «Д», Татьяна Хорошилова, Российская газета. Союз. Беларусь-Россия, 19.07.2007
Петербургский мачо, Наталья Юнгвальд-Хилькевич, Парламентская газета, 7.06.2007
Дело вкуса, Вероника Чернышева, Независимая газета — Антракт, 6.04.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Михаил Пореченков: «Голливуд, я иду!», Новый Петербургъ, 18.10.2001
Статья о Михаиле Пореченкове на сайте TheART.ru, Театральный Петербург, 1.09.2001
Абсурд по-русски: Михаил Пореченков, Петербургский театральный журнал, 1.07.1999