Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Михаил Пореченков — о профессии актера и творческом будущем: «Я пока не наигрался и люблю это дело»

Светлана Мазурова, Российская газета, 14.11.2023
На встречу пришло много молодежи — актеры, режиссеры, студенты. Несмотря на предложение знаменитого артиста задавать ему любые вопросы, даже самые неудобные, каверзные, спрашивали его по делу — о работе в театре и кино, ролях, о трудностях и радостях актерской профессии. 

Как стал актером

 — Непонятно, «из какого сора растут стихи…». После 10 класса (тогда мы учились 10 лет) я сказал маме, что хочу поступать в театральный. «Ты что, с ума сошел? — сказала она. — У нас там никого нет». Такое время было.

Я поступил в Таллинское высшее военно-политическое строительное училище. Проучился четыре года, и за десять дней до окончания меня выгнали. Но это другая история… Год отработав в художественной мастерской, все-таки решил попробовать поступить в театральный институт. Я был спортсменом, кандидатом в мастера спорта по боксу. Мама сказала, что мне только в физкультурный. Мне повезло — я поступил в ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии — прим. «РГ»), на курс Вениамина Михайловича Фильштинского, великого педагога, который с любовью и трепетом довел нас до выпуска. Как сказал он потом: «Вы такие серые были, как валенки». Я безмерно благодарен, что он оказался на моем пути, заметил меня, рассмотрел в нас, таких «булыжниках», зачатки драгоценных камней.

И дальше началась наша творческая карьера.

Советы молодым

 — Если вы чего-то очень хотите, то должны это попробовать сделать. Обязательно. Иначе будете всю жизнь жалеть. Не жалейте. Пробуйте! Я говорю о творчестве.

 — Если вы чувствуете, что хотите быть артистом, если у вас есть потребность в этой жизни — только вперед. Помню свои ощущения, когда поступал в театральный институт: не поступлю — дышать перестану. Если не там, то нигде.

 — Надо легче идти по жизни и легче относиться к профессии. Думать, страдать, мучиться — но быть легким. 

 — Если у тебя есть роль, за которую ты несешь ответственность перед зрителем (в кино, театре), то ты должен «отжать ее под железку». Других вариантов в нашей профессии нет. Если не сделаете этого, потом будете жалеть.

 — Самое главное в актерской профессии — понять, кто ты. Путешествие в космос менее интересно, чем в глубины собственной души. Каждый раз, открывая в себе новое, постигаешь свою профессию и двигаешься дальше. Без этого движения она мертва, представляет из себя набор штампов, которые рано или поздно иссякнут.

 — Не стойте на месте, двигайтесь вперед. Не забывайте, что сделали прежде. Ошибки увидели. Не рассиживайтесь на репликах, как говорят в театре. Не любите себя в искусстве, любите искусство в себе.

 — Смотрите советскую классику. Артистам очень полезно посмотреть фильм «Они сражались за Родину». Могучая, мощнейшая работа о войне, о Родине, о Боге — там все есть. Потрясающее актерское существование в кадре: как работают Тихонов, Шукшин, Бурков, Никулин. Это очень интересно. И смысл картины: без Родины нас не будет.

Большая любовь и пляжный роман

Ведете ли вы тетради ролей?

 — Нет. Мой мастер все время подвигал меня к этому. Но, во-первых, у всех нас сейчас современные гаджеты. Во-вторых, зачем считать свои работы? В кино так: снялся — и снялся. Я и половины своих фильмов не видел. Смотрю на озвучании, понимаю, где сделал ошибки, здесь сделал бы по-другому…Но все, проехали, давайте двигаться дальше.

Раньше я не мог слышать свой голос, сейчас привык к нему. Не смотрю свои картины. Если только мельком. Не так сыграл. Свет выставлен неправильно, костюмом ошиблись… Теперь пытаюсь абстрагироваться от этого. Это обычные вещи, которые сопутствуют артистам.

Когда меня спрашивают, что мне ближе — театр или кино, отвечаю: театр — это большая любовь, а кино — пляжный роман. На съемки мы собираемся на небольшое время, у нас маленькая группа, все друг друга любят, тусим вместе, а потом расходимся. Может, встретимся на следующем проекте, может — не встретимся… А театр — семья. Большая, сложносочиненная. Мы приходим туда каждый день, видим друг друга, там завязываются отношения наших семей, дети приходят…

Какой жанр вам ближе?

 — Вы заметили, я не комедийный артист? Комедия прекрасна, но она требует определенных затрат, приемов, навыков: скорость подачи информации, существование в немного другом градусе, нереальность происходящего…В театре это либо комедия положений, либо комедия характеров, героев. Если ты попал в зрителя, то можешь водить его на веревочке до конца спектакля — и сам кайфовать.

Есть у вас любимые роли?

 — Роли как дети — все мои. Есть ребеночек веселый, а другой получился кусачим. Этот маленького роста, тот — высокий…Я не могу не любить своих героев, которых пытался воплотить в кино, в театре. Конечно, они все мне симпатичны.

У вас такая сложная роль в «Ликвидации»!

 — Я всегда играл положительных героев, и вдруг Урсуляк говорит: «Сыграй предателя!». Это было интересно. Нужно сказать спасибо Сергею Владимировичу за то, что он придумал и снял эту картину. Спасибо моим партнерам Полине Агуреевой, блестящей актрисе, Владимиру Машкову — за то, что я многое у него украл. В нашей творческой профессии воровать не возбраняется — потом это станет вашим и никто не отличит, кто это придумал. Еще назову прекрасного оператора, снимавшего эту картину, — дядю Мишу (Михаил Суслов — прим. «РГ»). Вообще, это была семейная, сложная, но вместе с тем веселая и очень интересная работа. И Сергей Владимирович сделал все, чтобы сложилась хорошая команда.

От Нижнего Новгорода — к Великому

Вы — президент кинофестиваля «Горький fest» в Нижнем Новгороде. Это отнимает время. А теперь еще и президент фестиваля Достоевского в Великом Новгороде. Зачем вам это?

 — У нас есть удачный опыт с кинофестивалем. То, что мы сделали с Оксаной Михеевой, моим другом, коллегой, шесть лет назад, — довели практически до идеального события в творческом пространстве. Хочется продлить этот опыт. Это интересно, сложно, затратно. Творческий коллектив, как правило, непростой, с ним нужно уметь общаться, работать. Надо собирать своих. Творческие люди в основном инертные: отработали свое — и ушли. Надо собирать их, чтобы они общались на фестивале, проводить круглые столы. Чтобы возникал творческий союз: продюсеры встречались с актерами, актеры — с режиссерами, режиссеры — со сценаристами и т.д. Из этого рождаются предложения, фильмы. Надо страну собрать в одном месте. Собрать на театральный фестиваль в Великий Новгород страну — по-моему, прекрасная задача.

А как восстанавливаться?

 — Чем больше отдаешь — тем больше получаешь. Такая простая закономерность. Посмотрите, многие большие серьезные артисты, которые играют в театре, долго живут. Мы обмениваемся энергией с залом, тратим свои силы, но и от зрителей получаем ответную реакцию. Все по-честному. Зал — это большой лекарь. Известно, что сцена лечит. Ты пришел в театр больным, вышел на сцену — все, ты уже здоров.

Вы сняли кино «День Д». А в театре пробовали сделать режиссерскую работу?

 — Нет, театральных работ у меня нет. Много работы в кино — актерской. Я пока не наигрался и люблю это дело.

В театре у нас идут хорошие спектакли. «Бег» по Булгакову в постановке Сергея Васильевича Женовача, моего любимого режиссера, с которым был еще один замечательный спектакль — «Белая гвардия». Я с удовольствием играю генерала Чарноту. А еще Гуревича в «Вальпургиевой ночи» Венедикта Ерофеева. Прекрасные тексты, смыслы и партнеры.

А педагогикой занимались?

 — Нет времени для этого. Набрал курс — значит, веди ребят, отвечай за них. Это же огромная часть жизни. Педагогика — отдельное искусство. Как говорил наш мастер, не мешайте артисту расти в человеке. Некоторые выпускаются — ну все одинаковые, как мастер курса, это плохо. Да, образованные, знают все театральные приемы, правила существования на сцене, но они должны быть самобытными, индивидуальными, похожими на себя, а не на мастера. Это тонкий, трепетный процесс, этому надо посвящать время, это призвание. Счастье, когда ты попадаешь к педагогу, который обладает этим даром.

Питер-Москва

 — Спектакль «В ожидании Годо» Юрия Бутусова сыграл самую судьбоносную роль в моей жизни. Это был наш выпускной спектакль, мы были молодыми, и нас взяли в Театр имени Ленсовета. Мы отслужили там шесть лет. Олег Павлович Табаков, увидев этот спектакль, сказал: «Я не согласен с этой концепцией…». И пригласил нас в МХТ имени Чехова (Пореченкова, Хабенского, Трухина — прим. «РГ»). Не было никаких интриг. А было хорошее творческое предложение. Олег Павлович убедил нас в том, что «все-таки Москва…». И сразу предложил большие роли и достойное содержание. В Петербурге таких предложений не было, а была бешеная занятость: мы играли по 29 спектаклей в месяц, голова шла кругом… Мы долго раздумывали, взвешивали. Переживали, разговаривали со своими семьями о переезде, ездили туда-сюда: Питер-Москва. Предложение поступило в 2000 году, и только в 2003 году мы были приняты в труппу. Олег Павлович помог нам с жильем. И мы оказались в Москве. Московская жизнь так бурлила тогда!

Приезжая в Петербург, куда обязательно идете?

 — Первым делом — к маме на Черную Речку. Недавно был юбилей у нашего мастера — мы встретились. Выпили по рюмочке водки, благостно разговаривали, смеялись. «Ты знаешь, я смотрел фильм…Ты там…» — «Ну, Вениамин Михайлович, мы уже взрослые артисты!» — «Нет, нет, нет! Мне кажется, в этой сцене…ты посмотрел в сторону, а этого не надо было делать». — «Какая серия, какая сцена? Вы что, все смотрите?» — «Да, смотрю». Встреча с нашим мастером всегда приятно напряженная. Все-таки через свою супругу он передал мне, посмотрев фильм «Русский крест»: «Все, Мишка, ты большой артист!».

Оригинал статьи
Пресса
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Михаил Пореченков: «Амплуа у меня одно – я простак», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 4.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Михаил Пореченков: «Состояние неспокойное, жалко Родину», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.07.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Михаил Пореченков: Я заслужил хорошее место в самолете, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2019
Михаил Пореченков отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2019
Похож ли Пореченков на Пореченкова, Алексей Филиппов, Российская газета, 28.02.2019
Михаил Пореченков готовится к юбилейной роли в «Беге», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 18.11.2018
Сбор труппы МХТ имени Чехова открылся сценой из спектакля Серебренникова, Жанна Самардакова, видеосюжет телеканала «360», 31.08.2017
Михаил Пореченков: «Хочу быть комиком», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 25.01.2017
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Калужане посмотрели спектакль МХТ им. Чехова в онлайн-режиме, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Калуга), 1.04.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Агент культурной безопасности, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 22.01.2015
МХТ вернул долг Саратову, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 20.01.2015
«Крейцерова соната» сыграна на сцене театра драмы, видеосюжет ГТРК «Саратов», 19.01.2015
Михаил Пореченков о Саратове: Город мне нравится, Четвёртая власть (Саратов), 19.01.2015
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Запретить Пореченкова — это утопия, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 7.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Михаил Пореченков в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 18.05.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
День «Д», Татьяна Хорошилова, Российская газета. Союз. Беларусь-Россия, 19.07.2007
Петербургский мачо, Наталья Юнгвальд-Хилькевич, Парламентская газета, 7.06.2007
Дело вкуса, Вероника Чернышева, Независимая газета — Антракт, 6.04.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Михаил Пореченков: «Голливуд, я иду!», Новый Петербургъ, 18.10.2001
Статья о Михаиле Пореченкове на сайте TheART.ru, Театральный Петербург, 1.09.2001
Абсурд по-русски: Михаил Пореченков, Петербургский театральный журнал, 1.07.1999