Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс — там станет опасно

Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004
Сейчас Пореченков играет Мышлаевского в мхатовских «Днях Турбиных». Непосредственно перед этим он по просьбам миллионов телезрителей отснялся в очередном сезоне «Агента», и это продолжение сериала мы увидим осенью. О том, как сам он относится к своему культовому персонажу, и о том, каков на самом деле этот огромный, брутальный и веселый человек, лучше него самого никто не расскажет.

Охота на слона

- «Агента» писали на тебя?

 — Да. Сначала утвердили актера, потом писали роль.

- Что интересного будет в следующих сериях?

 — Да так, расследуем… При деле, как всегда.

- Ты играешь агента национальной безопасности. Есть нации, которым ничего не грозит?

 — Оказалось, что нет. Может быть, на Марсе есть нация или формация, которая пока в безопасности. Но если мы туда прилетим, то безопасности уже не будет.

- Спасти страну от беспредела кому-нибудь по силам?

 — От государства ее спасать надо. По Оруэллу, все животные равны, но есть равнее равных. Вот как бы от этого спасти? Кто-то хочет не работать, а руководить. Кто-то, как шакал Табаки, хочет нашептывать тигру на ухо в надежде: тигр убьет, а я падали наемся, буду хитрым.

- И что делать?

 — Надо ощутить себя не зверьми, а пигмеями-охотниками. Сказать себе: хватит питаться падалью, пойдем охотиться на слона или носорога.

- Говорят, у вашего сериала была специально сформулированная задача — поднять имидж спецслужб?

 — Чтоб никто не обижался, мы ушли от привычных названий спецслужб и придумали свое. Только после 11 сентября и в США появилось Агентство национальной безопасности. Если мы подымаем имидж спецслужб, хотя задачи такой перед нами не ставили, — мы только рады. Все хотят жить в великой стране. Сегодня великая — значит безопасная и сильная.

- Ты согласен с Александром Миттой, который говорит, что сейчас только в сериалах можно донести до зрителей главные мысли?

 — Думаю, что сокровенные мысли правильнее нести через большое кино. Цельнее получается и откровеннее, чем в сериалах. Потому что в короткое время зритель максимально сосредотачивается. А в сериале все размыто, и появляется плюс ко всему заштампованность. Сравнивать кино и сериалы — то же самое, что выбирать между чемпионатом России и Олимпийскими играми. Главное — не забывать о том, что чемпионат России тоже сложная штука, подходить к нему надо ответственно. Но не обольщаться насчет мирового уровня.

- Ты говоришь «заштампованность», а штампы — это что?

 — Это усталость от того, что не можешь ничего придумать. У нас вообще профессия, связанная со штампами. Только у плохих актеров их 5, а у хороших — 250.

- У тебя сколько?

 — Штук 10 — 15.

- «Размножение почкованием» сериалов — это нормальная практика? От них уже деваться некуда… Может быть, именно с этого может начаться возрождение большого кино?

 — Конечно, так развивался весь мировой кинематограф. Голливуд тоже разделился на большой и маленький. Маленький — снимает гигантское количество сериалов, актеры стали мегапопулярными миллионерами. «Секс в большом городе» — блестящий сериал с замечательными актерами, который в этом году закончил свое 20-летнее существование. А большой Голливуд снимает большое кино, зачастую используя тех же артистов, прошедших сериальную школу.

Пешком пришел только Ломоносов

- На выездных съемках ты по кому из домашних больше всего скучаешь?

 — Вот в данный момент мы с женой и сыном в Москве, а собака осталась в Питере. Смотрю на ее фотографию в телефоне и скучаю неимоверно. По родителям скучаю, по городу. Когда есть возможность захватить семью на съемки, я всех с собой беру, если места, конечно, годятся для отдыха. И, знаешь, моя первая мечта — купить трехколесный большой мотоцикл-трак, положить туда много-много вещей и поехать с детьми кататься по Европе. Только так, чтобы ветер в лицо, по-человечески, по-первобытному. А сейчас я надеюсь забрать детей в ЮАР, где мы будем снимать «Убойную силу».

- Поменялись с Хабенским местами?

 — Не поменялись, просто работать вместе хочется. У нас же круг один, продюсеры — все знакомые. Мы когда вместе — другое кино начинается: знаем друг друга тысячу лет и в работе придумываем разные фенечки. Вот ты смотришь на пару и понимаешь: влюблены. А как ты понял? На лбу ведь не написано. И с дружбой точно так же.

- Сына в армию отпустишь?

 — Я к армии нормально отношусь. К тому времени, когда сын будет взрослым, армия будет другой. Армия — это призвание. Не работа и не служба. Если Мишка будет чувствовать призвание служить Родине и служить в армии, то, конечно, пускай идет. Человека нельзя лишать того, чего он хочет. Я замечательных встречал людей, которые без армии существовать не могут.

- Вы все-таки в Москву перебрались капитально?

 — Мы в состоянии переездов, в состоянии ремонта.

- Кто виноват в том, что пришлось уехать?

 — Питерских актеров подталкивают обстоятельства. Питер — это школа и кузница кадров. Мы-то уехали, но лучшие все равно остались там. Они просто не поняли, что уже пора. Там можно учиться, можно пройти великолепную школу, быть бедным, сидеть в подвале, пить портвешок, кипеть гениальными мыслями, идеями, быть отшельником, потом прекрасным захватчиком; но это детство, отрочество. А в юности и зрелом возрасте надо жить в Москве, потому что здесь дышится по-другому. В Питере рождается самое молодое, передовое, но дадут возможность сказать только в Москве. В Питере все потонет — такой плотный воздух, что дальше трех метров вообще ничего не слышно. А потом Питер — город-консерватор, там двигаются медленно, там меньше денег. А в Москве все хватают — город живет другими ритмами, хочет производить впечатление. Москва — ярмарка тщеславия, карнавал, все на продажу, все на обозрение. Центр всегда забирает с окраин самое хорошее. Только Ломоносов сам пешком пришел. А всех остальных прихватили.

- Собака тебя еще признает?

 — Да. Она знает, кто старший в стае.

- Тебя же дома не бывает…

 — Все закладывается в детстве. Я никогда не бил пса и не водил на поводке. Он всегда гуляет рядом, а если уходит, то по первому свистку возвращается. Это очень вменяемая собака при всех трудностях. Порода ягдтерьер (от немецкого jagd («охота») и латинского terra («земля»), так как в Британии они использовались для работы в норах). Небольшая, но яростная, активная, физически очень сильная и очень развитая. Только что он получил первый диплом на выставке, а теперь ему ищут невесту. Одного щеночка мы потом заберем.

- Россия — великая, ей просто не везет
Когда война, настоящий мужчина должен Родину защищать или семью?


 — Насколько души хватит. Большая душа — поймешь, что через Родину защищаешь свою семью. Значит, пойдешь воевать. А если души хватает только понять, что Родина и дом ограничиваются твоей квартирой, — значит, будешь защищать семью. И то, и другое по-мужски. Только одному говорят, что он великий, а другому — что он просто молодец.

- Ты бы кого защищал?

 — В мирное время голову за свою семью оторву. Я на страже, как раненый лев. А случись то, что называется страшным словом «война», наверное, первым порывом будет защищать страну. Но тяжело говорить вообще: предашь — не предашь, как поступишь… Окажешься в ситуации — тогда решишь.

- Ты готов остаться в России, что бы здесь ни происходило?

 — Были моменты, когда очень хотелось уехать. Когда ты побывал уже за границей, а потом здесь обвалы, взрывы домов, то думаешь: какого черта я должен сидеть здесь и все это терпеть? С другой стороны, ты не знаешь, что будет здесь и там через несколько лет. А в принципе когда плохо — очень хочется уехать и не важно куда — за границу или в деревню. Наверное, в деревню больше, чем за границу. Но когда произносишь текст Мышлаевского или когда видишь, как катается Евгений Плющенко, вот тут ты понимаешь, что Россия — великая страна. Ей просто не везет.

- А ты можешь представлять великую страну на мировом рынке?

 — В профессии — да. И огромное количество артистов из России будут не последними в международной гонке.

- И ты без колебания подписал бы контракт с европейским театром?

 — Меня приглашали в театральное представление «Тристан и Изольда» в Барселоне играть короля Марка. Благодаря ему, кстати говоря, роман «Тристан и Изольда» вошел в историю литературы. Король Марк — единственный рефлексирующий персонаж, который сомневался, стоит ли ему убить Тристана за любовь к законной королевской супруге или не стоит. Все остальные решали, не думая. Но контракт в итоге не подписали по финансовым соображениям.

- Какая самая романтическая профессия для мужчины?

 — Все в детстве хотели быть космонавтами, значит, эта профессия и есть романтичнейшая. Хотя самим космонавтам вряд ли так кажется. А если честно, то садовник. Создатель, тот, кто рождает. Как Бог.

Незаложник

- Актер зависим от своего имиджа?

 — Я не заложник. Мне наплевать. Я делаю то, что мне нравится, и не задумываюсь о том, что нужно надеть сюда Готье, туда Картье, чтобы это было «а-а-а»… Я хожу в армейских американских штанах, рубашку купил три года тому назад на распродаже, футболку TNK RACING мне подарил Кирилл Мугайских — мы с ним вместе играли в спектакле «Сирано. Сцены из Ростана». Тапки Diesel — удобные, так я ношу их везде: на мотоцикле в них же катаюсь и в ресторан в них же пойду…

- И бабочку не наденешь?

 — Что? Господь с тобой! О чем ты говоришь? Я все могу надеть. У меня в театре и кино бабочек достаточно.

- Ты и впрямь считаешь, что современный Сирано пишет Роксане стихи в перерыве между бассейном и тренажерным залом, в спортивных трусах, а тело его покрыто тату? Ведь так ты выглядел в спектакле Виктора Шамирова.

 — Почему нет? Современный Сирано — это Шнуров. Разница только в том, что его Роксана сразу ответила ему взаимностью, теперь он пишет для нее песни. И пока он будет разгуливать, ругаться, плеваться, пить — все вокруг будут говорить:"Фу-фу-фу, какой ужасный! Какая плохая группа «Ленинград». Хотя у всех есть хотя бы один его альбом.

- А у тебя?

 — Конечно, я люблю «Ленинград», а мелодия Magic people — Voodoo people была у меня на мобильнике. Музыка, написанная к фильму «Бумер», вообще гениальна. Шнур — прекрасный композитор, и тексты у него хорошие. 

- Ты подпишешься под строчками «…нет друзей и нет приятелей…»?

 — А ты не подпишешься? Мы же говорим о песне к фильму, в котором ни друзей, ни приятелей нет. Я, когда это слушаю, вспоминаю свою жизнь, когда у меня не было ни друзей, ни приятелей. «Бумер» — это та жизнь, которая начиналась в начале 90-х. Время прошло, но в фильме — целое поколение. Бандитскую тему, тему преступников и уличных братков фильмом «Бумер» закрыли навсегда. Теперь она самая неактуальная. Я не читаю сценариев после слов «…братки сидели…». Больше сказать про это нечего. Надо снимать другое кино, и, слава богу, его снимают.

- «Другое кино» — это Звягинцев или «Агент»?

 — Звягинцев, Тодоровский, Месхиев. Хорошее кино про любовь, любовь к Родине, про людей.

- «Скалолазку» на вручении премии «Своя колея» ты из уважения к Высоцкому спел?

 — Владимир Семенович не последнее место занимает в нашей жизни. У нас на курсе был спектакль «Время Высоцкого», мы наизусть знали и лирику, и песни. Когда такой шанс еще представится? У меня ни слуха, ни голоса, и петь я не умею, но надо еще раз переступить через себя, чтобы сказать: «И это я могу». Набраться наглости и сделать. Да простит меня Владимир Семенович. 

- Не мелькала мысль, что ты не тем в жизни занимаешься?

 — Никогда.

- Кто для тебя идеальный режиссер?

Бог. Он знает финал самой интересной пьесы, которую мы играем.

P. S. В ночь перед интервью не стало продюсера Александра Капицы. Скончался в Петербурге от сердечного приступа. Первым проектом — «Улицы разбитых фонарей» — он переключил зрителей с «мыльных» опер на сериал отечественный. «Агент национальной безопасности», «По прозвищу Барон», «Черный ворон», «Повторение пройденного» — дело рук этого человека.

Михаил ПОРЕЧЕНКОВ: «Одному такое просто не под силу. А он тащил. Спокойненько сидючи в Питере, не трубя всем, что он великий продюсер. Это был человек на своем месте, генератор. Все держалось на нем от начала до конца: от сценария до выхода в эфир. Хотя он вдвое меня старше, у нас было столько общего: машины, отдых, путешествия, охота, ну и работа, конечно же. Он со всеми разговаривал, общался, просто был нормальным человеком. Когда все ругались, он спокойно делал свое дело. Не знаю, как работа пойдет без него. Мне будет очень его не хватать».
Пресса
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Михаил Пореченков: «Амплуа у меня одно – я простак», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 4.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Михаил Пореченков: «Состояние неспокойное, жалко Родину», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.07.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Михаил Пореченков: Я заслужил хорошее место в самолете, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2019
Михаил Пореченков отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2019
Похож ли Пореченков на Пореченкова, Алексей Филиппов, Российская газета, 28.02.2019
Михаил Пореченков готовится к юбилейной роли в «Беге», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 18.11.2018
Сбор труппы МХТ имени Чехова открылся сценой из спектакля Серебренникова, Жанна Самардакова, видеосюжет телеканала «360», 31.08.2017
Михаил Пореченков: «Хочу быть комиком», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 25.01.2017
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Калужане посмотрели спектакль МХТ им. Чехова в онлайн-режиме, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Калуга), 1.04.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Агент культурной безопасности, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 22.01.2015
МХТ вернул долг Саратову, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 20.01.2015
«Крейцерова соната» сыграна на сцене театра драмы, видеосюжет ГТРК «Саратов», 19.01.2015
Михаил Пореченков о Саратове: Город мне нравится, Четвёртая власть (Саратов), 19.01.2015
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Запретить Пореченкова — это утопия, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 7.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Михаил Пореченков в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 18.05.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
День «Д», Татьяна Хорошилова, Российская газета. Союз. Беларусь-Россия, 19.07.2007
Петербургский мачо, Наталья Юнгвальд-Хилькевич, Парламентская газета, 7.06.2007
Дело вкуса, Вероника Чернышева, Независимая газета — Антракт, 6.04.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Михаил Пореченков: «Голливуд, я иду!», Новый Петербургъ, 18.10.2001
Статья о Михаиле Пореченкове на сайте TheART.ru, Театральный Петербург, 1.09.2001
Абсурд по-русски: Михаил Пореченков, Петербургский театральный журнал, 1.07.1999