Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
На Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой в постановке Данила Чащина. Роль дочери Сталина Светланы Аллилуевой сыграли две актрисы — студентка Школы-студии МХАТ Дарья Петриченко и Наталья Тенякова, муж которой — Сергей Юрский — снялся в главной роли в сериале «Товарищ Сталин» Ирины Гедрович, вышедшем в год смерти Светланы Аллилуевой, в 2011 году.

Пьеса Юлии Поспеловой написана на основе «Двадцати писем к другу» Светланы Аллилуевой, опубликованных впервые на Западе и написанных еще в СССР. Девочка смотрит на отца, первого секретаря, как она его называет, который и дома занимается важной работой. Она его очень любит. Девочка многого не понимает, но улавливает слова и интонации из его телефонных разговоров и многое чувствует. Когда в 1932 году умрет ее мать, Светлане скажут, что из-за аппендицита. Надежда Аллилуева ушла из жизни в 31 год. И только гораздо позднее ее дочь обнаружит газету, где будет написано, что ее мать добровольно покинула этот мир. 

Наталья Тенякова в течение часа сидит за письменным столом, зачитывает страницы детских воспоминаний ее героини. Зритель, который не осведомлен о том, кто она, не сразу догадывается, что это дочь Сталина. Вместе с девочкой он обо всем узнает постепенно — обо всех трагических обстоятельствах ее жизни.

Данил Чащин поставил историю про взросление, показал, как иллюзия счастливого детства в прекрасной стране рассеивается, приходит знание того, что твой отец чудовище. Наталья Тенякова зачитывает рассказ Светланы об однокласснике, который однажды исчез, а потом по обрывкам разговоров в школе девочка узнает, что его родители арестованы. Ее подруга расскажет о гибели режиссера Михоэлса, попавшего в аварию. Светлана знает, что в прошлой жизни отец был грузином. Она побывает на родине отца, где ее поразит скромный домик, в котором он вырос.

«Это немного похоже на фильм „Шоу Трумана“, когда герой плывет по морю и вдруг упирается в нарисованный задник. Вот и Светлана обнаруживает, что райский мир ее детства был фальшивым», — говорит режиссер спектакля Данил Чащин. 

На небольшом пространстве сцены, максимально приближенной к зрителю, художник Михаил Заиканов оставляет только стол для взрослой Светланы и экран за ее спиной, создающий иллюзию окна. В него постоянно смотрит юная дочь Сталина — Дарья Петриченко. А там оживают полотна советских художников, всем знакомые спортсмены Александра Дейнеки, счастливая жизнь прекрасной страны. И сама девочка с косичками в легком светлом платье задорно поет пионерские песни, потом ее голосок срывается. Она и представить себе не может, какая судьба ее ждет. Наталья Тенякова, не покидающая в течение часа своего места, одета в темное платье цвета морской волны с белым воротничком и брошью. Такое ощущение, что это раритетный музейный костюм.

— Казалось бы, детские, ностальгические истории, — скажет после спектакля Наталья Тенякова, — но они касаются всех нас, трагедии нашей страны. Девочка оказалась в эпицентре того, что называют властью. Я думаю о тех, кто от нее пострадал, тех, кто их мучил, об их детях, которые знают, кем были их отцы и деды. Пострадали все. Я хорошо отношусь к своей героине. Казалось бы, дочь властелина, но она несчастный человек, проживший долгую и очень непростую жизнь. Она была счастлива маленькой девочкой. Ее очень любил папа, а она — его. А потом — сплошное одиночество, несмотря на то, что у нее было пять мужей. Она была умной, образованной, тонкой, сдержанной, искренне любила отца и понимала, наверное, что платит за чужие грехи своими несчастьями. Одно время Светлана делала все, чтобы все забыли, что она Сталина. Могу ей только посочувствовать, несмотря на то что она — дочь властителя мира, как он считал. Я благодарна Данилу Чащину за то, что он мне предложил эту роль. Он очень молодой режиссер, представитель прекрасного и образованного поколения. Это только родителям кажется, что их дети болваны и ничего не читают. А они все знают, прочитали все важное, что было написано в XX и XXI веке. Это я по своим внукам знаю. Если это замечательное поколение выстоит, я буду счастлива за свою родину.

— То, что я не наизусть шпарю текст, а читаю его, — прием. Это же канва жизни моей героини, не просто проза, а важный документ времени. Что сама о нем помню? Я болела, когда умер Сталин. У меня болело горло, было очень больно. А все кругом рыдали. Никто меня не жалел. Я училась в Ленинграде в красивой школе, где висели большие портреты дяди Клима, дяди Лаврентия, дяди Коли… Нет, Бухарина там не было. И вот я прихожу 1 сентября и что вижу… Боже! Стекла по всему огромному коридору, и по ним бегают малыши, топчут портрет Берии. Дети — диссиденты! Есть и другое воспоминание — фотография, сделанная в Комарове, где я в черных трусах босиком стою на фоне огромного портрета Сталина. В детском саду был праздник, и я на фоне портрета читаю не то, что читают пионеры, а басню Крылова.

Наталья Тенякова вспомнила, как однажды побывала во время съемок в «Бутырке». «Знаете, что самое отвратительное в тюрьме? Запах страха. Пахнет одновременно мочой, кислыми щами, какой-то пылью и ужасом. А так вроде бы все чисто, и охранница красивая, видная, получала больше меня, а я тогда была уже заслуженной артисткой. Такие места отмыть нельзя. Там очень страшно».

Оригинал статьи
Пресса
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
«Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022
«Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022
Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022
Это мой город: актриса Наталья Тенякова, Алина Комская, Москвич, 30.01.2021
Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020
Новый цикл театральных вечеров запускает МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.11.2019
Актерские посиделки: художественный театр открывает «Мхатовские пятницы», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 22.11.2019
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019
Звезда фильма «Любовь и голуби» отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.07.2019
Юбилей народной артистки России Натальи Теняковой, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2019
Актриса на все времена, Татьяна Петренко, Театрал, 3.07.2019
Наталья Тенякова: после первой роли я рыдала, Московский комсомолец, 25.06.2019
Ещё раз про нелюбовь, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 10.01.2019
Была бы Гертруда, а платье найдется, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 10.01.2019
Наталья Тенякова в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 26.12.2018
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018
В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018
Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018
От Гамлета не лечат, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.11.2018
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018
В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018
В Москве открыли мемориальную доску Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 24.09.2018
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017
Наталья Тенякова в программе «Наедине со всеми», Юлия Меньшова, Первый канал, 10.04.2017
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Наталья Тенякова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.02.2016
Коротая жизнь за мечтой, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 21.10.2015
Год, когда он умер, Сергей Лебедев, Современная драматургия, № 3, 29.09.2015
МХТ имени Чехова, «Юбилей ювелира»: поистине ювелирная работа, Мария Демидова, Ярославский регион, 15.09.2015
«Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым, Эмилия Деменцова, The Holliwood Reporter, 17.08.2015
Итоги театрального сезона: «МК» объявляет лауреатов своей премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.07.2015
Память сердца. Эпизод 6, Эмилия Деменцова, Театрон, 23.04.2015
Люби свою королеву, Елена Левинская, Театральная афиша, 22.04.2015
«Юбилей ювелира»: а дальше — тишина?, Ирина Шведова, Московская правда, 21.04.2015
Память сердца. Эпизод 5, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.04.2015
Память сердца. Эпизод 4, Эмилия Деменцова, Театрон, 13.04.2015
Лучшие спектакли-бенефисы, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.04.2015
Память сердца. Эпизод 3, Эмилия Деменцова, Театрон, 8.04.2015
Его величество, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 30.03.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Смерть без эмоций, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.03.2015
Взгляд с экрана, Вячеслав Суриков, Эксперт, 21.03.2015
Придет ли к Табакову королева?, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
60 бриллиантов Олега Табакова, Наталья Барабаш, Комсомольская правда, 13.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
Табаков попытался заглянуть за край, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.03.2015
Кто любит свою королеву…, Елена Дьякова, Новая газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Королевская старость, Алла Шендерова, Colta.ru, 6.03.2015
«Юбилей ювелира», «Страна мальчишей» и «Жизнь в движении», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 4.03.2015
Олег Табаков сыграет ювелира, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2015
Табаков рассказал про «Юбилей ювелира» и свой собственный, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.03.2015
11 вопросов для Натальи Теняковой, Пресс-служба МХТ, 11.02.2015
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002