Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Что тот солдат, что этотЕлена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Нет в России драматурга, с которым возились бы больше, чем с Евгением Гришковцом. Так повелось еще во времена страшного драматургического голода, но и теперь, когда молодые пьесописцы повылезали как грибы после дождя, первая любовь не заржавела. Гришковец это счастливый Егорка из зощенковского рассказа: и мастер с ним за руку здоровается, и начальник артели мимоходом по плечу хлопает, и критики, в обычное время ядовитые, как кобры, приходят за кулисы нежно поцеловать автора после премьеры.Принадлежа к лагерю скептиков, я очень долго полагала, что Гришковец он вообще-то на овец. А на какого-нибудь нового Гришковца будет сам овца. Однако «Осада» меня приятно поразила. Это же не чистый поток авторского сознания, где лелеется всякая капля, даже та, которую смело можно выплеснуть за ворота. Гришковец впервые, по-моему, показал себя настоящим, в классическом смысле слова, драматургом то есть расколупал уютный кокон собственного «я», оглянулся окрест, и душа его чужими страданиями уязвлена стала. Стиль «милитари», спустившийся в народ с высоких подиумов, заодно форсировал и сцену, став в нынешнем сезоне театральным пред-а-порте. И там, и здесь он смотрится превосходно. Кондовый камуфляж уже не в моде сегодня актуальны карманы на коленях шелковых брючек и кружева цвета хаки. Именно такое кружево сплел Гришковец. Получилось красиво, стильно и очень современно. Поначалу, правда, «осада» кажется скучноватой в силу своей статичности. Сидят двое, друг к другу лицом, к залу профилем, и один из них Ветеран (Сергей Угрюмов), безостановочно треплется, а другой Юноша (Павел Ващилин), вежливо слушает. Текст Ветерана старательно стилизован под речь обычного среднерусского мужика, а когда обычный среднерусский мужик берется философствовать это испытание не для эстетов и литературных гурманов. Тут тебе и скупая слеза, и проникновенная физия, и крепко сжатый кулак, и назидательный палец в небо? На ветеранских репликах густо паразитирует междометие «вот»: я, вот, сразу, вот, вот понял? Вот такие вот они простые, вот, бесхитростные мужчины. Говорят они, блин, плохо, зато, блин, долг свой исполняют хорошо? Главный мужской долг воевать. И чем примитивнее натура, тем легче с этой грязной, но почетной обязанностью смириться. Дед воевал, отец воевал, и я пойду и сына своего отправлю. Ну а в избытке знания, как известно, много скорби: стоит только задуматься, и сразу понимаешь, какая нелепая, глупая, противоестественная штука война. Площадку, заметенную сухим листопадом резаной бумаги, делят с Ветераном и Юношей трое воинов. Предположительно древнегреческих. Во всяком случае сразу всплывает в памяти «бессонница, Гомер, тугие паруса». Первый воин (Андрей Смоляков) прямой, непоколебимый и косноязычный, как столб. Второй (Валерий Трошин) пылкий и страстный, с гипертрофированным чувством вышеуказанного долга. А Третий (Александр Усов) мелкий, щуплый, чересчур умный. Считается в отряде внутренней оппозицией. Патологическому чувству товарищества противопоставляет крайний индивидуализм. Тщетно пытается объяснить «ребятам», что его инакость (как любая инакость вообще) от него не зависит и ему не принадлежит. Все трое в шерстяных шлемах, с деревянными кинжалами, яркие, обаятельные, очень смешные сыграны великолепно. В «Осаде», как вы уже поняли, преобладают актеры «Табакерки». Маленький «подвал» осадил махину МХАТа, и крепость явно сдается на милость победителя? Богиня смерти приносит стрелу и передает ее Второму воину из рук в руки, а нас вдруг остро пронзает: с этой секунды в списках живущих он уже не числится. Хотя только что бередил нам душу особенностями эпистолярной окопной лирики («чем больше я буду убивать, тем скорее я к тебе приду»), и выходил в круг, исполняя невероятно комичный танец маленьких лебедей с саблями. После его гибели маленький пацифист все-таки склоняет своего тупого начальника к переговорам с осажденным врагом. Но учиться толерантности так же трудно, как учиться воевать. Пока что рупорная дипломатия сводится к великолепному ляпу: «Откройте ворота и на коленях с миром идите к нам». Ничего терпение, терпение и еще раз терпение. Может быть, через тысячу, через десять тысяч попыток Первый воин научится думать и разговаривать по-человечески. Главное чтобы маленький не сдавался. Идею терпения у Гришковца воплощает седьмой персонаж Икар (Максим Какосов). Такой плотненький очкарик, типичный советский инженер, с расчерченными кальками и бамбуковым скелетом крыльев. Икар-то когда с обрыва сиганул? Вспомнить страшно. А первый раз человек полетел по-настоящему? В 1903 году от Рождества Христова. Терпение, терпение, терпение. И труд. Мужики во все времена одинаковы. В каждом из них живет пацан, вечно тянущий свою чумазую лапку к оружию. Сначала к деревянному, потом к настоящему. Гришковец не берется утверждать, что это плохо. Насколько я поняла, из его спектакля следует, что у мужчины должна быть какая-то сила: воли, духа, разума. На худой конец сила силы. ? Набегают друг на друга фанерные волны, бьются лоскутные язычки пламени, на одинокой рее поднят бумажный флаг, а Ветеран травит Юноше армейские мифы про то, как стойла от навоза чистили, камень ради шутки на гору закатывали и деревянного коня под стенами противника сооружали. Молодой скептик особого энтузиазма не проявляет, не заискивает «скажите, дядя, ведь недаром?», и злится втихомолку, и жаждет поскорее слинять. Но и его проймет в конце концов эта простейшая триединая мужская истина терпение, труд, долг. Может быть, в свое время он даже не откосит от армии. Главный военком Москвы должен направить в адрес МХАТа письменную благодарность за улучшение результатов осеннего призыва? Пресса МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023 Памятные знаки «Чайка» вручили артистам и сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Александр Усов: «Я сам для себя открываю эту книгу», Александра Машукова, Ok!, 14.12.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 Александр Усов в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 12.01.2022 Скорее жив, чем мёртв: каким получился спектакль МХТ с Хабенским в роли Мюнхгаузена, Светлана Бердичевская, RT на русском, 20.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 В МХТ имени Чехова большая премьера — спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена»: в МХТ им. Чехова покажут премьеру Виктора Крамера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 16.10.2021 Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Александра Иванишина, 11.09.2021 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Фоторепортаж Виктора Крамера с репетиций спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», 7.06.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 «В окопах Сталинграда»: Александр Усов, Медиацентр МХТ, 7.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 «Макбет» в фотографиях Галины Фесенко, 20.04.2016 «Макбет» в фотографиях Леонида Казаринова, 15.04.2016 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 «Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 |