Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Пятки Ахиллеса

Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Художественный руководитель чеховского МХАТа Олег Табаков продолжает поиски молодых драматургически-режиссерских имен, которые еще театром не охвачены. Можно успокоиться — их много. Но первым обретением нового мхатовского сезона стал небезызвестный Евгений Гришковец, выступивший в двух ипостасях сразу — автора и постановщика. Впрочем, в программке он скромно поименовал себя «автором спектакля», а появившись перед публикой в прологе представления, заявил, что все это — плод коллективного импровизационного творчества участников постановки.
О Гришковце, кажется, все уже давным-давно сказано, причем куда больше лестных и комплиментарных фраз, нежели критических реплик. Его любят, он - феномен и мастер, вера и надежда. Он явился слишком неожиданно и по-хорошему «экзотично». Но, увы, экзотики не бывает много, иначе она неизбежно перемещается на территорию «общего места».
Евгений Гришковец безусловно талантлив и также безусловно однообразен. Особенно в последнее время. Впрочем, это охотно выдается за неповторимость манеры и стиля. Меняются тексты и темы, но формы остаются прежними, узнаваемыми с полувзгляда. Его тексты — наивные «потоки сознания», с бесконечными житейскими «ну», «ага», «угу», «это вот» и прочая, и прочая. Из его собственных уст это звучит искренне, откровенно и заманчиво, потому что имеет личностный характер. Но дай его текст актерам (любым!), и они моментально становятся «клонами» автора — те же интонации, то же сбивчивое косноязычие, только, по ощущениям, тщательно отрепетированное. Когда в прологе мхатовской «Осады» Гришковец по-домашнему вышел на сцену и в своем привычном амплуа застенчивого простака заговорил о задержке спектакля и отключении мобильников, показалось, что это некий прием «камертона». Он взял свое «ля», немного подержал и передал актерам.
Спектакль «Осада» — о войне, причем о войне как о мифе, вневременной и бесконечной. О личном и сегодняшнем ощущении этой темы, хотя изначально Гришковец шагнул далеко, обратившись к гомеровской «Илиаде», античным же мифам и их героям. Получилась пародия, не лишенная занимательности, но насквозь пропитанная духом студенческих представлений. Герои мифов, не представляясь под своими именами, частично присутствуют на сцене (плотненький приземистый Икар — Максим Какосов, Ахиллес со своей пятой — Александр Усов). Остальные же, изрядно приниженные до уровня наших неказистых соотечественников, оживают в рассказах Ветерана (Виталий Хаев), которыми он навязчиво потчует абстрактного Юношу (Олег Соловьев). Так вот и сидят они друг против друга весь спектакль, первый — в потрепанной одежонке и лысый, второй — модный и кудрявый, с выкрашенными прядями. И Геракл, обращенный в Бубнилу, чистит в рассказах деревенскую конюшню. И Сизиф в облике недалекого селянина незнамо зачем катит в гору свой камень. В общем, сюжетец на тему рассказа Дяди: «Богатыри — не вы». Мораль сей басни? В том, что все на свете повторяется. Ну, наверное. Свеженькая такая мораль.
А между тем монологи сидящих то и дело разбиваются явлениями трех Воинов под порядковыми номерами (первый — Игорь Золотовицкий, второй — Валерий Трошин, третий — Александр Усов) в смешных одеждах с намеком на «седую старину» (костюмы и сценография Ларисы Ломакиной). Осаждающие некий город древние солдатики очень разные — есть и рефлексирующие, есть и тупо верящие в то, что «наше дело — правое». Что-то там между собой они пытаются понять о войне и мире, жизни и смерти и прочих высоких материях. Но, взобравшись на помост-корабль-песочницу (игра все-таки) и приблизившись вплотную к публике, начинают отчаянно комиковать в духе кавээнных реприз и приемчиков. Это смешно, ничего не возразишь. Но не всегда адекватно сути происходящего.
Есть и музыка, поданная в качестве Высшей силы (живой оркестрик в составе Ирины Лавриной, Алексей Балабанова и Евгения Щербакова), и наивные рукотворные облачка-стрелы-молнии (сколько всего подобного кочует у Гришковца из спектакля в спектакль), и явления поющей Богини (Елена Гришковец). К счастью, синтез иронии и серьеза в атмосфере угадывается. Как и то, что атмосфера эта не слишком свежа — уже в который раз Гришковец, как истинный «мэтр», возобновляет и модернизирует свои старые спектакли. Право же, он достоин своего театра — соответствующего стиля и уровня. Тем более что собрать его творения по Москве в одно место труда не представляет. Только отыщется ли тот, кто окажется в силе пересмотреть их все подряд. А так, пришел теперь во МХАТ, и одного будет вполне достаточно.
Пресса
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003