Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту

Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024
Сегодня и завтра, 17 и 18 июня, на Малой сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Алексея Мизгирёва «ДАМАСОБАЧКА» по мотивам чеховского рассказа.

Создавая собственную инсценировку «Дамы с собачкой», Алексей Мизгирёв переводит «событийную» часть истории в «повествовательную»: большую часть спектакля герои рассказывают историю курортного романа психотерапевту, почти ограничивая действия переходами с место на место. Основное внимание сосредоточено на монологах и диалогах, поданных как «крупные планы», хотя камеры в постановке не используются. Тем не менее, в этом смысле кинематографический подход в спектакле с «непрерывным» актёрским существованием сохраняется.

Для кинорежиссёра Алексея Мизгирёва «ДАМАСОБАЧКА» — вторая театральная работа после «Братьев» (2013) по мотивам сценария фильма Висконти «Рокко и его братья», ставших одной из первых постановок «Гоголь-центра». В премьерном спектакле сценография, придуманная художницей Марией Мелешко, отчасти напоминает пространство «Братьев». В той постановке действие разворачивалось на приподнятом над полом квадрате «ринга», а две зрительских «трибуны» располагались друг против друга; в новом спектакле тоже есть приподнятый вытянутый подиум с углублением в центре, а зрители (крайне необычно для Малой сцены МХТ) разделены на три сектора по периметру сцены. Это решение тоже во многом «кинематографично»: каждый сектор предполагает свой ракурс, но ни один не даёт возможности увидеть всю картину целиком.

В спектакле заняты всего пять актёров. Гурова играет актёр Вахтанговского театра Сергей Волков, нынешней весной уже исполнивший главную роль в «Голоде» Елизаветы Бондарь на той же Малой сцене МХТ. Анну Сергеевну играет партнёрша Волкова по «Голоду» Полина Романова, жену Гурова (Мадам Гурову, как названа роль в программке) — Дарья Юрская, а фон Дидерица и Полицейского офицера — Кирилл Власов. Роль Ростислава Лаврентьева, играющего врача, в программке обозначена как «Гипнотерапевт».

Сеанс психотерапии, на который как бы приходят Гуров и Анна Сергеевна с супругами (но скорее всего — один Гуров) хотя и не имеет прямого отношения к чеховскому тексту, но, по словам режиссёра, связан с ним по двум причинам. Первая — время написания рассказа «Дама с собачкой» (1899), совпадающее со временем появления психоанализа (в том же 1899 году опубликовано, например, «Толкование сновидений» Фрейда) и, как нередко принято считать, современной психологии. Вторая — сама природа чеховских текстов: Мизгирёв отмечает, что отношение классика к человеку или, по крайней мере, к своим героям весьма жестоко, и «медицинское» препарирование их душевной и психологической организации близко к тому болезненному исследованию собственных травм и страданий, которым сегодня занимаются пациенты психотерапевтов.

Что касается изменённого названия, то, по мнению Полины Романовой, оно связано со своеобразным отношением к женщине и её положению в обществе и в семье, которые имеют отношение и к чеховскому сюжету, и к современной ситуации. Как говорит Алексей Мизгирёв, тот факт, что сегодня в обиход вошли, например, такие понятия, как «токсичность» или «абьюз», не означает, что их не было во время написания «Дамы с собачкой» — и что сам этот текст, в конечном счёте, написан не о подобных явлениях.

«Для меня самый известный рассказ Чехова никогда не был историей про любовное приключение, — цитирует пресс-служба МХТ слова Алексея Мизгирёва. — За сюжетом чувствуется иная тема. Тема отчаяния. Мужчина и женщина никогда не могут быть счастливы. Человек вообще не может быть счастливым. Жизнь всегда победит. И даже сеансы психотерапии не помогут. Правда, есть и ещё одна чеховская тема — красота. Способность видеть красоту даже там, где она неочевидна. Вот где Чехов оставляет нам всем надежду…».

Над созданием лаконичной «красоты» в премьерном спектакле, помимо Марии Мелешко, работали художник по костюмам Мария Данилова, художник по свету Иван Виноградов и балетмейстер Николай Реутов. Музыку и саунд-дизайн для постановки создала группа «Р. А. Й.» — проект актёра и музыканта Петра Фёдорова и кинокомпозитора Александра Туркунова.

Оригинал статьи
Пресса
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Интервью на фоне спектакля «Дракон», телеканал «Театр», 4.05.2017
В остывший след дракона, Елена Дьякова, Новая газета, 19.04.2017
«Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017
«Дракон», выйди вон, Светлана Наборщикова, Известия, 31.03.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Гори все огнем, Анастасия Лисицина, Газета.ru, 22.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Иисус снова на сцене, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 6.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
«Человек — сам себе Дракон», Наталья Гусева, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 10.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
«Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017