Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

С добром пожаловал в семью: в МХТ представили «Старшего сына»

Светлана Вовк, Известия, 14.12.2024
Заново прочитать пьесу Александра Вампилова «Старший сын» — задача очень непростая. Текст для режиссеров благодатный, но его столько раз ставили в театрах, и, конечно, эталонный советский фильм с Леоновым, Караченцовым и Боярским тоже давит авторитетом. Андрей Калинин рискнул и создал на камерной Новой сцене МХТ удивительно легкий, светлый, «ламповый» спектакль, на котором зрители, как герой пьесы Бусыгин, оттаивают душой — «Известия» убедились в этом на премьере. В постановке есть все для успеха — теплый юмор, замечательная музыка, сильный актерский каст — народный артист России Александр Семчев и не теряющиеся на его фоне молодые артисты.

Болливуд по-русски

Сюжет «Старшего сына» напоминает индийский фильм, правда вместо ярких красок Болливуда — серые пейзажи маленького российского провинциального городка. Два парня — студент Владимир Бусыгин и торговый агент Семен Севостьянов по кличке Сильва после веселой вечеринки провожают девушек домой и в итоге опаздывают на последнюю электричку. Промозглой осенней ночью они оказываются без крыши над головой, ищут, где бы перекантоваться до утра, и оказываются в квартире семьи Сарафановых — там живут отец Андрей Григорьевич с сыном Васенькой и дочерью Ниной. Чтобы хозяева не выгнали их на улицу, Бусыгин представляется незаконнорожденным сыном Андрея Григорьевича. Эта ложь приносит всем героям большие перемены, заставляет их по-новому взглянуть на взаимоотношения друг с другом. «Все люди братья» — фраза, которую в начале спектакля с иронией произносит Бусыгин, и для него обретает смысл.

Режиссер Андрей Калинин, который обычно экспериментирует с текстами, в этот раз поставил пьесу Вампилова в чистом виде, без купюр. Даже Сильва поет с гитарой именно те песни, которые написаны у автора. Боярский в фильме играл и свои вещи.

— Этот текст прекрасен сам по себе — его динамика, композиция, вихрь сцен так гармонично устроены, что одно удовольствие работать с ним, — рассказал Калинин. — Конечно, есть аспект, что материал такой избитый — когда репетируешь, все время вспоминаешь и фильм, и другие постановки, и это большая сложность.

Однако постановщик нашел оригинальное решение — представил, что все происходящее — фантазии старшего Сарафанова. Дети его разлетелись — дочь ринулась искать личное счастье, сын убежал от безответной любви. И вот он один в квартире, смотрит индийское кино по телевизору, пребывает в каком-то забвении, в своем сне.

Легкая, несколько эфемерная атмосфера постановки соответствует этой трактовке. Сцена не перегружена декорациями — не было задачи уходить в бытовой театр. Есть черные занавески, белые двери, скамейка, уличный фонарь и тут же домашний плафон. В некоторых мизансценах добавляются ковер, советские транзистор и телевизор, кресло — атмосферные вещи, которые добавляют «ламповости» спектаклю.

— Мне хотелось создать поэтическую структуру, в которой работали бы сами ситуации. Все достаточно условно вокруг и нет привязки к какому-то времени. Главное — «вскрыть» артистов, чтобы им ничего не мешало работать со своими чувствами, техникой, — пояснил режиссер.

И замечательная музыка композитора Андрея Бесогонова, звучащая в постановке, по задумке режиссера это и есть оратория, которую на протяжении всей жизни сочиняет Андрей Григорьевич Сарафанов — музыкант-неудачник, играющий на кларнете. И вот она наконец сложилась в его мечтах и фантазиях.

Немного наивно о главном

Пьеса многогранная, потому что она про реальных людей, которые бывают разными в разных обстоятельствах. Но, безусловно, одна из важных ее тем — взаимоотношения отцов и детей.

— В финальной точке Сарафанов-старший выдает желаемое за действительное и говорит: если я люблю, значит, вы и есть мои дети. Я сам отец, у меня сын, и мне эти чувства очень близки, перечитывая эти слова, слезу я сдержать не мог, — признался Андрей Калинин. 

И Александр Семчев отметил, что в работе над образом Андрея Григорьевича Сарафанова шел от своего личного опыта общения с детьми.

— Самое главное для меня в этом персонаже — моя любовь к детям. Прежде всего мой личный опыт, который я сюда попробовал внести, важен. Но, с другой стороны, я пытался уходить от ангелоподобности в его вере и доверчивости. Мне хотелось его сделать как-то умнее, — рассказал народный артист.

Сарафанов Александра Семчева совсем не похож на персонажа из фильма в исполнении Евгения Леонова. Актер отметил, что даже не пересматривал советский кинохит, хотел создать свой образ.

— Главное — собой работать, не придумывая никакого героя — ни походочку, ни манеру речевую. И чем это будет честнее, тем многограннее. А Сарафанов — персонаж многогранный, и здесь акценты расставлять можно по-разному: обиды, никчемность его, рефлексия — все это можно играть, — пояснил он.

Камерная Новая сцена позволяет актерам работать не широкими мазками, а очень деликатно. Но это и большая ответственность, и сложность, ведь фальшь здесь будет видна каждому зрителю, даже с последнего ряда.

Кирилл Власов, сыгравший Бусыгина, гордится тем, что стал первым исполнителем этой роли в МХТ. 

— Спектаклей «Старший сын» по России довольно много, но, оказывается, ни в советском МХАТЕ, ни в МХТ его ни разу не ставили, — сказал актер.

Его Бусыгин в начале спектакля — озлобленный, зачерствевший душой парень-безотцовщина, — таким странным образом обретает семью, своих людей, и оттаивает. Возможно, это выглядит немного наивно, но в этом прелесть и пьесы, и постановки.

— Все темы, которые затрагиваются в этом спектакле, в общем-то банальны, но, может быть, они и есть самые главные: любовь, семья, здоровье близких. Мы не хотим выкручивать что-то, а хотим по-настоящему прожить этот замечательный текст, — отмечает Кирилл Власов.

«Старший сын» в МХТ — притча, которую замечательные актеры делают достоверной для зрителей. После просмотра остается такое уютное послевкусие. Не катарсис, не очищение — никаких потрясений, но в то же время выходишь из зала как будто другим. 

Оригинал статьи
Пресса
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Интервью на фоне спектакля «Дракон», телеканал «Театр», 4.05.2017
В остывший след дракона, Елена Дьякова, Новая газета, 19.04.2017
«Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017
«Дракон», выйди вон, Светлана Наборщикова, Известия, 31.03.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Гори все огнем, Анастасия Лисицина, Газета.ru, 22.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Иисус снова на сцене, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 6.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
«Человек — сам себе Дракон», Наталья Гусева, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 10.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
«Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017