Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Время и семья СарафановыхНаталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 Идею поставить в МХТ «Старшего сына» трудно назвать оригинальной. В одной только Москве это уже, если не ошибаюсь, третий «сын» — пьеса идет и в Театре на Таганке, и в Театре Маяковского, где Сарафанова-папу играет Игорь Костолевский. Впрочем, в новом спектакле Андрея Калинина эту роль исполняет Александр Семчев, и уже одно это обстоятельство могло бы оправдать всю затею. Ведь в большом и разнообразном сценическом багаже замечательного артиста Семчева явно не хватало именно Сарафанова — ну, разумеется, его роль! Однако оказалось, что помимо прекрасного Сарафанова-старшего в спектакле Калинина нашлись и другие притягательные магниты.Удивительное дело: чем мрачнее времена за стенами театра, тем больше людям хочется этой вампиловской пьесы, этой полусказочной, полукомедийной, полудраматической истории. Можно даже проследить ее путь на наших сценах, то, как еще лет десять назад, в совсем другую эпоху, режиссеры норовили смикшировать в ней мелодраматическую материю, нежность, человечность, простодушную веру в happy end. Как, напротив, укрупняли проблемное: и скверное житье в советских предместьях, и несносные характеры, и ментальный разрыв между поколениями, и сомнительное обаяние прохиндея. Но с изменением общественного воздуха начали вновь тянуться к исходящему от этой истории теплу. Правда, все более отодвигались при этом от быта и даже от правдоподобия, предпочитая откровенную условность, мечту или сновидение. Спектакль Андрея Калинина, выступившего здесь и сценографом, похоже, представляет собой грезу старшего Сарафанова, который к началу действия уже живет один как перст. Дети, видимо, все же разъехались: дочка вышла замуж, а сынок Васенька таки сбежал от несчастной любви к красавице-соседке Наташе (Юлия Витрук). Начало и финал закольцованы одной и той же сценой: Сарафанов безвольно сидит в старом кресле, уставившись в телевизор, где крутят какое-то дурацкое кино. При этом свой кларнет он опустил в яму под досками сценического пола, явно напоминающую могилу. Выходит, он уже и на похоронах не играет, окончательно расстался с профессией музыканта. Все в прошлом? И была ли эта история на самом деле? Пространство маленькой сцены затянуто черными занавесками. Их раздвигают, оттуда выносят двери, не прикрепленные к стенам, и скудную мебель: кухонный стол, обшарпанные табуретки, видавший виды диван… Все это обживается героями исключительно по функциональной надобности, а войти или выйти при этом можно, минуя двери, прямо из-за занавесок, не скрывая и крайней условности обстановки, и некой призрачности происходящего. Артист Кирилл Власов, играющий Бусыгина, внешне рифмуется с артистом Ильей Козыревым, играющим Васеньку. То есть ненастоящий сын похож на настоящего: светлые волосы, бледное лицо. Он до времени кажется, особенно по сравнению с эмоциональным Сильвой — Алексеем Варущенко, каким-то замороженным, будто не живым. Семейка Сарафановых — те еще «фрукты»: и Васенька не трогательный, скорее жесткий, плохо управляемый, и дочка Нина — Анна Затеева железная, склонная скорее к скандалам, нежели к лирическим настроениям. В спектакле возникает довольно интересный эффект. С одной стороны, все роли подробно разобраны, ни одна реплика и ни одно движение не возникают случайно. А с другой — как-то подозрительно легко происходят все повороты сюжета. Брат приехал? Принимаем! Выпьем на табуретках, поужинаем прямо из алюминиевой кастрюли. Сам Сарафанов-Семчев уверенно проводит эту логику поведения, свойственную сказочным сюжетам. Представили ему «сына», назвали год рождения, и он, будто молодея на глазах, моментально прокручивает в голове некий давний случайный роман, и вот уже совершенно готов быть любящим отцом. Реплики папы, роскошно выписанные Вампиловым, представляют собой сплошные общие места. Студент? Это очень хорошо! Спортом занимаешься? Спорт для молодых очень важен! И так далее, и тому подобное. Однако словно бы поверх этих явно комедийных словесных пассажей возникает между героями подлинный человеческий контакт, воздух наполняется каким-то счастьем, которое оказывается достижимым прямо в следующую минуту. Особенно хороши сцены между «отцом» и «сыном», эти минуты очевидной коммуникационной гармонии, в которые Сарафанов говорит так, будто растил парня всю жизнь в тепле и согласии, а Бусыгин — так, будто только этого общения и ждал. Возникают прямо-таки мелодраматические «тактильные» эпизоды: папа с нежностью трется головой о сыновний лоб, прислоняется к обретенному отпрыску своим мешковатым, но будто внезапно обретшим легкость телом. В важной сцене между Бусыгиным и «сестрой», когда уже вспыхивают между ними чувства, «брат» выдергивает из ее волос заколку. И не виданные прежде в этом неуютном доме рыжеватые кудри принцессы падают ей на плечи, и рождается секунда совершенно другой, отчаянно желанной перспективы. А потом приходит жених — Антон Лобан, и он оказывается наиболее реальным в этой компании персонажем. Скучным, педантичным, неумным и даже не очень смешным. Зато весьма жизненным. Пьеса «Старший сын», конечно же, комедия, но в спектакле МХТ комедийное проявляется больше в самом произносимом тексте, нежели в сценическом поведении героев. Никаких эффектных «выходов с цыганочкой» здесь нет. То, как расцветает Сарафанов-Семчев, как он смешон и нелеп, а одновременно и обаятельно интеллигентен, как «музыкален» всей своей душой и совершенно безоружен перед свалившимся на него «семейным счастьем», — это, конечно, отдельная история. Хорошая история присутствия крупного артиста в крупной пьесе. И пусть все обретенное, наконец, коммуникативное блаженство, весь сюжет про поддержку, опору и любовь ему, скорее всего, лишь привиделись в долгие одинокие вечера, ты уходишь со спектакля с упрямым ощущением, что это было на самом деле. Ну конечно было! И никакие другие варианты не принимаются! Оригинал статьи Пресса «А был ли мальчик?»: в МХТ имени Чехова представили новую интерпретацию «Старшего сына» Вампилова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.12.2024 Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024 С добром пожаловал в семью: в МХТ представили «Старшего сына», Светлана Вовк, Известия, 14.12.2024 МХТ им. Чехова поставил «Старшего сына» по пьесе Вампилова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.12.2024 Премьерный «Старший сын» в МХТ: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 12.12.2024 В МХТ имени Чехова поставили спектакль по пьесе Вампилова «Старший сын», видеосюжет телеканала «Культура», 11.12.2024 Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля «Дамасобачка», видеосюжет телеканала «Культура», 17.06.2024 «В окопах Сталинграда»: Кирилл Власов, Медиацентр МХТ, 17.05.2021 Видеозапись спектакля «Дракон» (2017 год), 12.06.2020 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 Московский Художественный театр имени Чехова отмечает 120-летний юбилей, видеосюжет Первого канала, 26.10.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 «Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018 Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018 Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018 Почему нужно смотреть «Трех сестер» Константина Богомолова, Антон Хитров, Esquire, 8.06.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 Интервью на фоне спектакля «Дракон», телеканал «Театр», 4.05.2017 В остывший след дракона, Елена Дьякова, Новая газета, 19.04.2017 «Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017 «Дракон», выйди вон, Светлана Наборщикова, Известия, 31.03.2017 Борис Войцеховский о спектаклях МХТ «Дракон» и «Карамора», Мослента, 29.03.2017 Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017 Гори все огнем, Анастасия Лисицина, Газета.ru, 22.03.2017 Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017 Кирилл Власов и Надежда Калеганова в программе Вадима Верника «Кто там
», телеканал «Культура», 19.03.2017 Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017 Иисус снова на сцене, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 6.03.2017 Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017 «Дракон» Константина Богомолова: лживая оттепель и «сплошной Левиафан», видеосюжет телеканала «Дождь», 1.03.2017 Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017 Богомоловский «Дракон» в МХТ им. Чехова, Сила культуры, 10.02.2017 «Человек сам себе Дракон», Наталья Гусева, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 10.02.2017 В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017 «Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017 |