Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Потерянные дети встречаются с родителями 20 лет спустя

Анна Чепурнова, Труд, 26.12.2024
Когда в воздухе веет Новым годом, хочется на сцене чего-то светлого и умиротворяющего. И вот в двух ведущих московских театрах почти одновременно поставили именно такие спектакли. Они точно не оскорбят ничьи чувства, в обоих говорится о потерянных и вновь обретенных родителях и детях. Это «Плохие хорошие» Евгения Писарева в Театре им. Пушкина и «Старший сын» Андрея Калинина на Новой сцене МХТ им. Чехова.

Во-первых, это красиво…

Худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев тонко чувствует настроение публики. К этим декабрьским дням он создал красивый спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Главные действующие лица в нем — представители английской знати. Художник по костюмам Виктория Севрюкова одела персонажей в изысканные костюмы и вечерние туалеты. Но не нарядами едиными жив спектакль — к ним прилагается тонкость чувств и еще нечто изящное, остроумное… «Хочется аристократизма!», — восклицает молодой красивый дворецкий Патрик (Марк Кондратьев), время от времени ведущий спектакль на манер флегматичного конферансье.

Хочется? Пожалуйста, получайте! Здесь есть и остроумная игра слов, и английский юмор, и интриги высшего общества, тут выделяется энергичнейшая герцогиня Бервик (Ирина Бякова) — такой даме можно и фронтом командовать, и в Сенате присутствовать.

Но основа спектакля душещипательная. Он про то, как в миссис Эрлин, 20 лет назад из-за обиды на мужа оставившей его и маленькую дочку, неожиданно просыпается материнское чувство. Женщина жертвует репутацией, чтобы не дать уже выросшему и замужнему чаду, леди Уиндермир, совершить ту же ошибку, которую сама миссис Эрлин опрометчиво допустила в молодости. Двух этих героинь играют красавицы: признанная дива Виктория Исакова и только в этом году окончившая ГИТИС Евгения Леонова, в которой есть и нежность, и трепетность, и детская открытость к миру.

Вампилов и индийское кино

Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» была написана в 1967 году, и с тех пор не сходит с современной сцены. Вот и в наш век гаджетов и всеобщей недоверчивости неизбывна тоска по простым человеческим чувствам, по тому, что тебе могут поверить на слово и полюбить таким, какой ты есть.

Спектакль начинается с того, что Сарафанов-старший смотрит по телевизору индийский фильм — в подобных картинах так часто фигурируют потерянные и найденные дети.

Назвавшийся его сыном Бусыгин (Кирилл Власов) сначала вовсе не кажется обаятельным, ведь им движет лишь холодный расчет. Но студента-безотцовщину поражает то, с какой готовностью Сарафанов распахивает ему свое сердце. И вот уже молодой человек готов защищать и опекать семью, которую пришел обмануть. Ведь все ее члены — и блаженненький отец, и его дочь с сыном — такие открытые, доверчивые, не умеющие толкаться локтями в борьбе за место под солнцем. На эту неподдельную теплоту откликается Нина Сарафанова, влюбляющаяся в мнимого «старшего брата».

Отца играет Александр Семчев, и, кажется, это одна из его лучших ролей. Когда герой обнимает обретенного вдруг сына, у Сарафанова такое лицо, будто он слышит музыку сфер. Но в то же время этот добрый человек, сам того не сознавая, может быть и жестким — например, в сцене, когда он говорит своим нуждающимся в родительской поддержке детям, что уедет от них к старшему сыну, потому что они его недостаточно любят.

Младшего Сарафанова, школьника Васеньку, влюбленного во взрослую женщину, ярко сыграл восходящая звезда театра Илья Козырев, совсем недавно выступивший в роли Треплева в «Чайке», поставленной Константином Хабенским. В Васеньке Козырева есть егозливость, позволяющая без труда поверить в то, что он юн, наивен и пока бестолков. А в роли пассии старшеклассника Натальи великолепно смотрится одна из самых красивых и чувственных актрис МХТ Юлия Витрук.

Финал спектакля не сказать, чтобы оптимистичен. Старший Сарафанов опять в одиночестве перед телевизором, а на \кране на этот раз — таблица настроек. Возникает мысль, что все происходящее было просто его сном о счастье, грезой, навеянной индийским фильмом. И все-таки хочется верить, что такая добрая история возможна и в реальности, ведь родственным душам так важно найти друг друга.

Оригинал статьи
Пресса
Время и семья Сарафановых, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 14.12.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Интервью на фоне спектакля «Дракон», телеканал «Театр», 4.05.2017
В остывший след дракона, Елена Дьякова, Новая газета, 19.04.2017
«Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017
«Дракон», выйди вон, Светлана Наборщикова, Известия, 31.03.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Гори все огнем, Анастасия Лисицина, Газета.ru, 22.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Иисус снова на сцене, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 6.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
«Человек — сам себе Дракон», Наталья Гусева, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 10.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
«Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017