Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Флешбэк 2002» Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова

Никита Балашов, Ревизор.ru, 4.10.2024
Если вам за 40, и вы хоть раз по-настоящему серьезно задавали себе вопрос: «Как бы сложилась жизнь, если б вы много лет назад поступили не так а по-другому?» – то этот спектакль однозначно для вас! Покупайте билет и идите не раздумывая.
Сюжет прост, как три копейки. У мужчины (Александра), который 15 лет состоит в несчастливом браке (с Татьяной), появляется метафизический шанс вернуться назад и потребовать у самого себя в юности начать отношения совсем с другой девушкой (с Еленой).
Однако спектакль простым не назовешь.
Да, начинается он – как красивая мелодрама с легкими элементами ностальгии (тут и мобильники «Нокиа», и КВН (когда он еще был смешным) и хиты начала 2000х), но чем дальше, тем больше психологизма, философии, размышлений о вечном. К счастью, все строго в меру. Никакого перегруза, никакой затянутости.
Сам финал рассказывать не буду – чтобы не портить вам впечатления, но сразу предупрежу: он абсолютно предсказуем, но с определенным элементом загадки, которая и ставит красивую точку, оставляя ряд вопросов.
Когда мы после расходились после пресс-показа, я внимательно слушал, что скажут зрители. Мнение едино: Можно в меру поностальгировать и в меру поплакать. Полностью согласен.
А для меня особенно. Действие происходит в мой день рождения. (Мне тогда исполнилось 28 лет, сразу бросился вспоминать, а как же я его отмечал… Эх, молодость, молодость).
Зрительный зал устроен буквой П, большая часть публики сидит в первом ряду, артисты сидят среди нас – и создается полная вовлеченность в процесс.
Спектакль аскетичен как с точки зрения декораций, так и с точки зрения музыкального и светового оформления, но ничего большего и не нужно. Все метафоры показаны.
Есть, конечно, и недостатки, но они мелкие и несущественные.
Главного героя (Александра) играют двое актеров – Сергей Медведев (в зрелости) и Павел Филиппов (в молодости). И если к Павлу Филиппову вопросов нет, то, на мой взгляд, – образ Сергея Медведева не очень удачный. С одной стороны, актер сыграл отлично, но он выглядел уж слишком уверенным, волевым человеком, в то время, как по сюжету Александр – колеблющийся подкаблучник. (Хотя, наверное, я просто придираюсь).
Также есть вопрос и к жене Александра Татьяне (ее исполнила Надежда Жарычева). Образ получился стройным, но слишком положительным. Смотрю и вижу прекрасную милую женщину. Каждому бы такую жену! Не совсем понятно, а почему у Александра с ней конфликт, почему на протяжении 15 лет она превращала его жизнь в ад.
Получается как раз наоборот. Образ, который создала Надежда Жарычева, слишком идиллический, слишком правильный. В итоге – мы видим серьезный семейный конфликт (притом односторонний), но не можем прочувствовать его суть. Складывается впечатление, что Александр истерит просто так. Добавить бы ей жесткости, самодурства, деспотизма. Тогда образ бы сложился.
Что же касается четвертой актрисы, Полины Романовой (она играет Елену – женский идеал из прошлого), то тут напротив, все ясно, понятно и стройно.
В итоге – есть некоторый перекос в отношениях. Если флешбек из 2002-го года сделан практически идеально, то к действию, происходящему в настоящем, возникают вопросы.
Но все эти претензии совершенно не критичны. Хотя режиссеру еще есть над чем поработать.
В любом случае – идите, ностальгируйте, думайте о вечном. Этот спектакль – отличный повод покопаться в себе и понять, что от добра добра не ищут! (Простите за спойлер).
Если же вы еще молоды, то лучше пока подождите: не поймете, не прочувствуете нерв действия, просто в силу возраста.
Но не страшно, сходите позже. Уверен, «Флешбек 2002» станет украшением Новой Сцены и будет идти далеко не один год. Так что даже если вам немного за 20, успеете еще сходить на спектакль, когда накроет кризис среднего возраста!

Оригинал статьи
Пресса
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Вот пуля пролетела и ага…, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020
«Сахарный немец» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 6.12.2019
В МХТ имени Чехова показали спектакль «Сахарный немец», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2019
Актеры МХТ приехали на родину писателя Сергея Клычкова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2019
«Простите, простите, простите меня!», Александра Машукова, Экран и сцена, 26.09.2019
Посторонний, Ольга Егошина, Театрал, 24.09.2019
Шум и ярость несбывшегося, Марина Токарева, Новая газета, 23.09.2019
«Белые ночи». Премьера в МХТ, видеосюжет Ticketlend.ru, 4.09.2019
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
«Белоснежка и семь гномов» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.11.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010