Режиссеры

Чувство уморы

Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007
Все критики, пожелавшие откликнуться на этот спектакль, явно начнут с того, что пьеса Петра Розенфельда написана по мотивам одноименного кинофильма Вуди Аллена. Поэтому данный аспект пропустим, сказав лишь парочку верных банальностей: театр — не кино, и режиссер Евгений Писарев тоже не Вуди Аллен. К чему сравнения, парафразы и прочие интеллектуальные раскопки в собственной памяти и киновпечатлениях? Есть конкретный спектакль в конкретном театре, и в данной ситуации почему-то хочется начать пляс от этой печки.

Некую бродвейскую тематику и стилистику Театр имени А. С. Пушкина активно начал осваивать в течение последних сезонов. Явные примеры — «Одолжите тенора!» Кена Людвига и «Девичник club» Алана Менчелла. Впрочем, некоторые предпочитают именовать подобные опыты движением к «буржуазному» театру. Хотя, как ни назови, вряд ли кто станет отрицать востребованность такого рода спектаклей публикой. Были бы качество, режиссерский профессионализм и актерская отдача, коими можно оправдать любой драматургический выбор, от Эсхила до телефонной книги.

Евгений Писарев долгое время спокойно пребывал в Пушкинском театре в актерской ипостаси, попутно ставя детские спектакли, которые, кстати, выгодно отличались от многочисленного ширпотреба в иных коллективах. И так уж сложилось, что его взрослый спектакль на большой сцене — «Одолжите тенора!» — сразу стал хитом, а режиссер Писарев быстро обрел должную репутацию и ряд престижных приглашений, в том числе и в Художественный театр, где выпустил комедию «Примадонны» того же Людвига. В его спектакли потянулись звезды, на последних же, в свою очередь, пошла публика.

И все бы хорошо, но, посмотрев подряд три спектакля Писарева, отчетливо начинаешь осознавать: режиссура как понятие творческое постепенно переходит у молодого постановщика в категорию элементарного ремесла. Которым он научился владеть на зависть многим, но, согласитесь, штамповать болванки, пусть даже идеального качества, — совсем не то же самое, что изобретать и совершенствовать новые детали. Хотя, конечно, зрительско-директорский спрос определяет предложение, куда деваться?

Потребность «сделать нам смешно» в новом спектакле Писарева зашкалила за все мыслимые пределы. Вплоть до того, что реально «убила» живого человека на сцене, превратив как персонажей, так и актеров, в клоунов-марионеток, грубо сколоченных и аляповато раскрашенных. Актеры, конечно, стараются как могут, но в заданных обстоятельствах от этого мало проку.

А меж тем сюжет киносценария и пьесы Розенфельда — этакий бродвейский «театральный роман», наблюдая за которым можно было бы не только хохотать до колик, не только аплодировать грубым шуточкам «ниже пояса», но и как-то вникнуть в перипетии человеческих судеб, характеров и желаний. Почему драматург-интеллектуал Дэвид Шайн (Владимир Жеребцов) не находит отклика на бродвейских подмостках? То ли он не чует ритмов бытия и искусства, то ли подмостки для него элементарно не те? А каково это — ощущать себя всеми забытой звездой, как Хелен Синклейр (Вера Алентова)? Что значит для гангстера Чича (Игорь Бочкин) оказаться на полярно иной территории — не на уличной разборке, а в закулисье, пусть и не столь высокого пошиба?

Но нет. В замечательном сценографическом оформлении Зиновия Марголина, с видами реального Бродвея черно-белых 30-х годов, с живым оркестриком, примостившимся где-то под колосниками, нам играют грубоватый кукольный фарс. Если уж надо изобразить какую-нибудь изюминку своих персонажей, то она в щедром актерском комедиантстве разрастается до размеров целой тыквы. Бывшая стриптизерша, любовница мафиозного главаря Ника Валенти (Сергей Ланбамин), ныне актриса Оливия Нэйл (Анна Бегунова) скрипит пронзительно-противным голоском и кукольно дергает ручками-ножками. Другая представительница Мельпомены, Памелла Брент (Ирина Бякова), зачем-то все время косит глазами, доходя до полного уродства, и лает за свою собачку-игрушку, которую вечно таскает с собой. Толстяк Уорнер Пурсель (Андрей Сухов), естественно, все время хочет есть, и даже любовный акт совершает с куриной ножкой в руке. Хелен — Алентова нежно любит «зеленого змия», и этим все сказано о манерах персонажа.

Один лишь Чич — Бочкин более похож на живого человека. Быть может, потому, что не принадлежит к этому бродвейскому клану с его абсолютной фальшью. Реакции Чича — Бочкина на репетиционный процесс точны и удивительно искренни, словно бы сам артист со стороны наблюдает подобный вертеп. Но этого, увы, мало для полноценного спектакля, длящегося положенные три часа.

Обидно это все. Потому что и Пушкинский театр вызывает искреннее уважение, и сам Писарев показал себя режиссером умелым, изобретательным и фонтанирующим постановочными идеями. Что касается ремесла, то и этот спектакль сделан качественно и весьма профессионально, вот ведь парадокс. Обертка выполнена хорошим художником, а наполнение оставляет желать лучшего. Хотя сам материал тоже далеко не плох. Да и смеяться, право, не грешно, но только как-то не так. И думается, талантливый Евгений Писарев ответ на этот вопрос все-таки знает, но почему-то не спешит им воспользоваться.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Стреляли…, Григорий Заславский, Независимая газета, 31.10.2007
Наш маленький Бродвей, Алексей Филиппов, Московские новости, 12.10.2007
Чувство уморы, Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007
Одолжите публику, Алла Шендерова, Коммерсант, 3.10.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В кассу!, Итоги, 10.10.2005
Отелло и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 6.10.2005
Сотрите пять различий, Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005
СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005
Комедия положений обязывает, Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005
Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005
Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Забуду ли то время золотое, Театральная жизнь № 1, 2001
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, 21.11.1996
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, 2.11.1996
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, 19.09.1996
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, 1996