Режиссеры

Сотрите пять различий

Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005
Спектакль молодого режиссера Евгения Писарева настоятельно рекомендуется смотреть девочкам 15 — 17 лет, не обремененным умственной деятельностью. Всем остальным его смотреть не возбраняется. И это, прямо скажем, достижение. Потому что обычно, если рекомендуется гражданам первой категории, остальным заглядывать в зал нецелесообразно. Могут случиться неприятности.

На моей памяти это второй коммерческий спектакль, выпущенный на сцене репертуарного театра и сделанный без специфической российской пошлятинки а ля «Мущщина, пастойти! ». Первый появился на сцене МХТ им. Чехова и назывался «N 13». Это была (и есть по сей день) чистая как слеза комедия положений, безо всяких как вредных, так и полезных примесей. Евгений Миронов и Авангард Леонтьев звездили на сцене во всю мощь своего мастерства, но при этом точно чувствовали жанр, не фальшивили, не сбивались с ритма и отлично держали бешеный темп. «Одолжите тенора» — это такой побратим «N 13». Тоже комедия положений, причем тоже с трупом, который оказался не трупом. А так же с путаницей, сценической суетой, туалетом, в которой прячутся настоящие и мнимые любовницы, и твердой уверенностью, что все может кончиться хорошо, даже если для этого нет решительно никаких оснований. 

Евгений Писарев работал ассистентом у Деклана Доннеллана и, видимо, набрался у него хороших сценических манер. Во всяком случае в его спектакле есть эдакая английская добротность и умение с достоинством держать себя в любой комедии положений. Артисты вопреки российскому обыкновению комикуют в этом спектакле в меру, поют своими голосами и кричат не своим голосом лишь изредка (хотя иногда все же кричат — куда без этого). Особенно хороши Александр Арсентьев в роли итальянского тенора Мерелли и Вера Воронкова в роли жены тенора. В их темпераментных итальянских скандалах иногда проскальзывает легкая грузинистость («mamma mia! я его зарэжу»). Неплох и сам виновник аншлага Сергей Лазарев. Не знаю уж, какой он эстрадный певец, но комический артист из него неплохой — ладный, складный, пластичный, музыкальный. Где надо — забавно-обезьянистый.

Иными словами, у «N 13» появился достойным соперник, о чем свидетельствовало, в частности, наличие на премьере Олега Табакова с женой. Во время бурных продолжительных аплодисментов выдающийся артист и успешный худрук сидел в зале с непроницаемым лицом, видимо, прикидывая, сколько потенциальных зрителей отобрал у него этот «Тенор». Непроницаемость лица стала особенно выразительной, когда толпа юных прелестниц бросилась вручать припасенные букеты своему эстрадному кумиру. Было ясно, что если бы Лазарев играл в десять раз хуже, на количестве астр, роз и хризантем сие обстоятельство не сказалось бы.

Это обесценивание актерской славы собственно и есть один из главных сюжетов современной театральной жизни. И самое забавное в спектакле Театра им. Пушкина то, как он (сюжет) предвосхищен сюжетом самой пьесы. Сюжет, собственно такой. Как-то раз один знаменитый итальянский тенор, гастролирующий в американской глубинке, смешал алкоголь со снотворным и не смог спеть партию Отелло. Вместо него роль мавра исполнил помощник местного антрепренера Макс, и все были счастливы. Что тот Отелло, что этот — «все черненькие, все прыгают». Искусный драмодел Кен Людвиг даже не подозревал, что написал произведение поистине провидческое. Ведь если Сергей Лазарев вздумает (хочется надеяться, что все же не вздумает) спеть арию из Верди не в комедии положений, а в настоящей опере, аншлаг все равно будет ему обеспечен. В ситуации, когда грань между оперой и эстрадой, мерелли и максами, трэшем и Smash'ем, добротной коммерцией и коммерческой недобросовестностью исчезает со скоростью урагана, подмены никто не заметит. За то, что создатели спектакля постарались в этих легких для театра обстоятельствах не подсунуть зрителю полное фуфло, хочется сказать им простое человеческое спасибо. Нынче следует оценить не только красоту игры, но и ее, что немаловажно, честность.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Стреляли…, Григорий Заславский, Независимая газета, 31.10.2007
Наш маленький Бродвей, Алексей Филиппов, Московские новости, 12.10.2007
Чувство уморы, Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007
Одолжите публику, Алла Шендерова, Коммерсант, 3.10.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В кассу!, Итоги, 10.10.2005
Отелло и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 6.10.2005
Сотрите пять различий, Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005
СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005
Комедия положений обязывает, Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005
Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005
Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Забуду ли то время золотое, Театральная жизнь № 1, 2001
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, 21.11.1996
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, 2.11.1996
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, 19.09.1996
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, 1996