Режиссеры

Муж, жена и любовник

Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Первой премьерой сезона на основной сцене МХТ имени Чехова стал спектакль с кассовым названием «Призраки», поставленный Евгением Писаревым. И хотя «Призраки» заявлялись сперва как искрометная комедия про дом с привидениями, получилась скорее философская притча про мир иллюзий. Призраки — это наши страхи и домыслы, однако жить с ними, по мнению режиссера, гораздо уютнее, нежели лицом к лицу с действительностью.

Главных героев спектакля трое — муж, жена и любовник. В основе сюжета старый анекдот о том, как муж не замечает любовника. Однако этот анекдот в пьесе итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо получил философское развитие, превратился в трагикомедию масок. Молодые супруги (Паскуале и жена его Мария) селятся в доме, о котором ходят слухи, будто бы там живут призраки. На протяжении многих лет владелец старинного здания не мог сдать роскошные квартиры в аренду и потому супруги могут жить здесь бесплатно, но обязаны развеять страшные слухи, которые ходят о доме. Для этого Паскуале (Игорь Хрипунов) должен пить кофе на балконе, выбивать ковры на виду прохожих и делиться с соседями из других домов о том, как выгодно и уютно ему живется. Хозяин надеется, что миф о призраках будет разоблачен и дом удастся заселить квартирантами. Это отправная точка сюжета. Хотя главная интрига в другом: Паскуале — мошенник (он потому и поселился здесь, что платить за квартиру не надо). Он, казалось бы, готов развеять пересуды, но когда в доме замечает любовника своей жены, предпочитает принять его за призрака.

По словам режиссера, он ставил анекдот про любовный треугольник, но получилась философская притча. Поэтому в спектакле нет никаких примет времени: герои одеты в классические костюмы, которые трудно отнести к какой-либо эпохе. В элегантной белой шляпе или в длинном кожаном плаще, как у Виталия Егорова (он играет любовника), можно было появиться на улице и сто лет назад, а можно и в наши дни. Свои комедии Эдуардо де Филиппо писал исключительно про неаполитанцев, однако Евгений Писарев вместе с художником Зиновием Марголиным убрали и всевозможные намеки на итальянскую культуру. В самом деле, не имеет значения, в какой стране происходит действие. Человеческие нравы, своеобразие характеров можно наблюдать здесь, на последнем этаже старинного дома, выше которого только небо (об этом свидетельствует, например, ярко-синий задник сцены). И не так важно, что у героев пьесы итальянские имена. Значительно важнее, что напротив каждого из них в театральной программке дается характеристика в традициях театра масок. В частности: муж — это страждущая душа, жена — заблудшая душа, любовник — мятущаяся душа, жена любовника — скорбящая душа, дочь любовника — невинная душа, родители жены любовника — бесполезные души, грузчики — обреченные души и так далее. Как драматург, Эдуардо де Филиппо сочетал в своих пьесах традиции психологического театра и театра масок, и эта масочность проявилась не только в комментариях, напечатанных в программке, но и в самой стилистике игры, условностях существования актера на сцене.

И если ряду персонажей спектакля лишь по велению рока свойственно носить ту или иную маску (как, например, привратник — черная душа), то Паскуале выбирает для себя маску сам: он рад принимать любовника жены за призрака, поскольку этот призрак всякий раз оставляет ему в карманах пижамы много денег. А на эти деньги можно не только семью прокормить, но и обставить квартиру дорогой мебелью. Он рад обманываться, лишь бы не столкнуться с жуткой реальностью, лишь бы не ощутить, что ему грош цена как главе семьи. Фактически этим спектаклем артисты МХТ проиллюстрировали известное высказывание Ницше: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Только «искусством» в данном случае является самообман главного героя.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Стреляли…, Григорий Заславский, Независимая газета, 31.10.2007
Наш маленький Бродвей, Алексей Филиппов, Московские новости, 12.10.2007
Чувство уморы, Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007
Одолжите публику, Алла Шендерова, Коммерсант, 3.10.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В кассу!, Итоги, 10.10.2005
Отелло и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 6.10.2005
Сотрите пять различий, Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005
СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005
Комедия положений обязывает, Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005
Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005
Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Забуду ли то время золотое, Театральная жизнь № 1, 2001
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, 21.11.1996
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, 2.11.1996
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, 19.09.1996
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, 1996