Режиссеры | Отелло и его двойникИрина Алпатова, Культура, 6.10.2005 А. Арсентьев Тито Мерелли и С. Лазарев Макс в сцене из спектакля Время от времени любой театр, даже слывущий прогрессивным и ищущим «новых форм», вспоминает о таком явлении, как простой нормальный зритель. Последний же прогрессивен в меру и концептуальных новаций жаждет не всегда. Его вполне устроят занимательность сюжета (преимущественно комедийного), узнаваемые актерские лица и общий оптимистичный настрой зрелища. Чтобы, выйдя из театра, не удавиться хотелось на первом же столбе, а в полную силу ощутить, что жизнь прекрасна и пока продолжается. Театр имени Пушкина, ведомый его художественным руководителем Романом Козаком, как раз и отважился на подобную постановку, которую осуществил актер, а ныне еще и режиссер Евгений Писарев. За основу же была взята неизвестная нам комедия доселе незнакомого американского автора Кена Людвига «Одолжите тенора» (перевод Михаила Барского). К тому же этот Людвиг, как оказалось, вовсе даже не драматург по своему основному роду занятий, а преуспевающий юрист с гарвардско-кембриджским образованием. Что, кстати, отнюдь не помешало ему сочинить пьеску остроумную и занимательную, впрочем, скроенную по традиционным лекалам комедии положений. Типичный бродвейский вариант, хотя и у нас в Москве подобные опусы исчисляются десятками. Что любопытно, в цитаделях западно-американского коммерческого театра драматургам, по-видимому, легко живется. Какую аннотацию к столичному спектаклю данной категории ни возьми, обнаружишь, что любой автор (будь то Куни, Камолетти, Бенедетти etc) лауреат дюжины престижных премий. Нам же, ушибленным Чеховым и Гоголем, порой и не разглядеть в их творениях столь высоких критериев. Опять же драматурги отечественные вон как мучаются и героев нашего времени под микроскопом ищут, и с вербатимом братаются, а «остепениться» все никак не получается, да и по количеству постановок они явно отстают от западных преуспевающих коллег. В общем, долго рассуждать о качестве комедийно-коммерческой драматургии не стоит труда. Было когда-то придумано замечательное определение «хорошо сделанная пьеса», им и ограничимся. Проблема в другом: режиссеру предстоит озаботиться «хорошо сделанным спектаклем». Думаете, этот процесс совершается автоматически? Вовсе нет. Подобных пьес, как уже говорилось, десятки, а вот качественные спектакли исчисляются единицами. Некогда открыл этот список весьма удачный «№ 13» Рэя Куни, поставленный Владимиром Машковым в чеховском тогда еще МХАТе. Нынешний же спектакль Евгения Писарева, по счастью, может вписаться в ряд именно сценических удач. Он легок, неглуп и непошл, зрелищен и музыкален, с прелюбопытнейшей сценографией Алексея Порай-Кошица. Сцена Пушкинского театра как в зеркале отражает другую территорию некоего помпезного оперного театра: кулисы, нарисованная люстра, последние ряды галерки с софитами над ними. Внизу же в это оперное великолепие вклиниваются стандартные интерьеры двухкомнатного гостиничного номера, где и развивается собственно действие. Весь мир театр, где актеры играют себе подобных. Более того певцов, состоявшихся или потенциальных. Режиссер рискнул честно обойтись без звучных голосовых фонограмм и дать возможность своим подопечным продемонстрировать собственные вокальные данные. Причем последние должны были проявиться не в каких-нибудь речитативных куплетиках, но в знаменитых ариях из классических опер Верди и Россини. Одной из режиссерских «фишек» стало приглашение на роль Макса, маленького карикатурного ассистента, этакой Золушки в штанах, Сергея Лазарева девичье-юношеского кумира, более известного в качестве эстрадного певца, участника группы «Смэш». Лазарев же, между прочим, выпускник Школы-студии МХАТа и несколько лет назад дебютировал на этой сцене в роли Ромео. Признаться, тот дебют не стал слишком впечатляющим событием. Зато сегодня, сменив амплуа с романтического на комическое, Сергей Лазарев показал себя артистом весьма профессиональным, обаятельным и достойным. О голосе не говорим тут все ясно, и шквал аплодисментов обеспечен. Но красавчик певец не побоялся предстать на сцене нелепым, смешным, простоватым недотепой в уморительном, каком-то полудетском костюмчике и с тщательно прилизанными волосенками. И не подавал себя, но заразительно хохмил, бегал, прыгал, падал, пел, переодевался и мазал лицо черным, дабы предстать в роли Отелло. В общем, стоит порадоваться за мхатовскую школу, выпускающую столь разносторонних артистов. Александр Арсентьев (Тито Мерелли), один из ведущих молодых мастеров пушкинской труппы, на эстраде не появлялся, а ведь тоже поет дай бог каждому. И тоже не прочь сменить амплуа, с удовольствием нырнув в комедийную стихию, оставив на берегу своих прежних персонажей из классических драм. Причем, как всегда, делает все виртуозно. Но Арсентьев это особый сюжет, он из той редкой породы актеров, которые играть плохо не могут по определению. А какие оперные рулады выдает порой Ирина Бякова (Джулия)! А сколь темпераментен пока еще студент Школы-студии МХАТа Илья Хрипунов, смело вводящий своего второстепенного персонажа, поименованного Посыльным в гостинице, в основной круг действующих лиц! Да, ничего не скажешь, к комической затее все ее участники во главе с режиссером подошли всерьез. Конечно, сама пьеса Людвига таит в себе явный перебор комических ситуаций. Их бы спрессовать в один полноценный сценический акт глядишь, спектакль и стал бы еще динамичнее и смешнее. Впрочем, и в нынешнем варианте успех у публики постановке Евгения Писарева обеспечен. И по заслугам, ведь даже ремесло (в смысле драматургического материала) удается порой подтянуть на сцене до уровня весьма качественного искусства. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023 Спектакль Евгения Писарева «Примадонны» сыгран в последний раз, Медиацентр МХТ, 30.06.2021 Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021 Зудина, Машков, Миронов на открытии памятника Табакову: трогательные кадры. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 15.12.2020 Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020 Премию «Хрустальная Турандот» впервые вручили в музее-усадьбе «Архангельское», видеосюжет телеканала «Культура», 16.09.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 В мэрии деятелям культуры вручили ежегодную премию столицы, Вечерняя Москва, 8.09.2016 В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016 Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015 Фоторепортаж «Вручение юбилейной 20-й театральной премии газеты Московский комсомолец», Фотохроника ТАСС, 10.11.2015 Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015 Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015 Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015 В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015 Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015 Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015 Табаков заявил, что вручает премии за талант и рад наградам учеников, РИА Новости, 20.03.2015 Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015 Олег Табаков вручил свою именную премию Звягинцеву и Серебрякову, РИА Новости, 20.03.2015 Интервью с Евгением Писаревым, Open minded people, 12.2014 «19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014 Евгений Писарев и Александр Молочников в программе «Худсовет», телеканал «Культура», 9.10.2014 В МХТ открыли памятник Станиславскому и Немировичу Данченко, видеосюжет телеканала «Мир 24», 8.09.2014 Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014 Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014 Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014 Она им студия, она им мать
, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013 В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию Школы-студии МХАТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.11.2013 Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2012 Кирилл Серебренников и Евгений Писарев в программе «Наблюдатель», телеканал «Культура», 17.10.2012 "Пробуешь измениться, а тебе говорят: «Лучше развлекай!», Николай Берман, Газета.ru, 18.09.2012 Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012 На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010 Юбилейный вечер Олега Табакова прошел под управлением любви, ИТАР-ТАСС, 15.11.2010 Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010 Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010 Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010 «Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010 В МХТ им. Чехова премьера «Призраки» по пьесе Эдуардо Де Филиппо, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.10.2010 Премьера спектакля «Призраки» пройдет в МХТ им. Чехова, РИА-Новости, 7.10.2010 Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009 Герои Диккенса в стиле «Битлз», Вести-Москва, 13.05.2009 На сцену МХТ им. Чехова вернулся «Пиквикский клуб», Первый канал, 13.05.2009 «Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009 «Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009 Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009 В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008 «Конек-горбунок» для детей и взрослых в МХТ, ВГТРК «Культура», 15.05.2008 Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008 Люди и премьеры. «Конёк-горбунок» Евгения Писарева, телеканал «Театр», 05.2008 Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008 «Конек-Горбунок» режиссера Евгения Писарева на сцене МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.04.2008 Табакову не быть царем, а Безрукову дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008 «Конёк-Горбунок». Масштабная премьера под занавес сезона., Телеканал «Культура», 21.04.2008 Стреляли
, Григорий Заславский, Независимая газета, 31.10.2007 Наш маленький Бродвей, Алексей Филиппов, Московские новости, 12.10.2007 Чувство уморы, Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007 Не Вуди горшки обжигает, Итоги, 6.10.2007 Одолжите публику, Алла Шендерова, Коммерсант, 3.10.2007 Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007 Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007 Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007 Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006 В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006 Хочу Шекспира, а не Кирилла Серебренникова по мотивам Шекспира, Виталий Вульф, Собеседник, 24.10.2006 В кассу!, Итоги, 10.10.2005 Отелло и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 6.10.2005 Сотрите пять различий, Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005 СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005 Сергей Лазарев стал комедийным негром, NEWSmusic.ru, 30.09.2005 Комедия положений обязывает, Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005 Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005 Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005 Экс-солиста Smash!! невозможно узнать, Дни ру., 31.09.2004 Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002 Забуду ли то время золотое, Театральная жизнь № 1, 2001 И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, 21.11.1996 Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, 2.11.1996 Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, 19.09.1996 Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, 1996 |