Режиссеры

Комедия положений обязывает

Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005
РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ, в принципе выступающий против откровенных коммерческих бизнес-проектов в дотируемых государством репертуарных театрах, смирился с неизбежным и от души смеялся.

Перед началом спектакля я увидел в фойе Театра имени Пушкина широко известного в узких кругах Клима — знаменитого маргинала и альтернативщика, ходячую несдавшуюся крепость, когда-то стоявшую в авангарде обновления, а теперь вместе со всеми оказавшуюся в глубоком тылу войск буржуазного театра. В двух кварталах от Пушкинского театра проходит «Новая драма», а он здесь! На недоуменные вопросы мудрый Клим ответствовал: хожу теперь всюду, поскольку сейчас самое главное для театра — не экспериментировать на пустом месте, но ставить качественные спектакли, а уж в каком жанре — вопрос второй.

Забегая вперед, можно резюмировать, что художественная интуиция господина Клима не подвела. «Одолжите тенора!» — качественный спектакль в бессмертном жанре комедии положений. Американец Кен Людвиг блестяще доказал, что не боги горшки обжигают и что если прочитать и посмотреть много бродвейских пьес и при этом быть остроумным человеком, то и сам рано или поздно при желании можешь стать известным драматургом. Вот вашингтонский юрист Людвиг (он и сейчас работает юристом) однажды сел и написал пьесу про то, как в 1934 году в городе Кливленде случилась смешная история со знаменитым итальянским тенором Тито Мерелли — по стечению обстоятельств в опере «Отелло» его вынужден был заменить ассистент директора местного театра. Пьесу заметили, взяли в оборот, поставили в Лондоне, потом на Бродвее, осыпали нью-йоркскими премиями, перевели на несколько языков, и вот уже десяток лет «Одолжите тенора!» надежно пополняет карманы театральных продюсеров.

Действие происходит в двухкомнатном гостиничном номере, где останавливается заезжая знаменитость. Разумеется, здесь есть гардеробная и ванная, в которых могут прятаться одетые и раздетые женщины, есть кровать, на которой можно закатывать сцены и инсценировать смерть, есть мебель, на которой можно забыть платье, наконец, входная дверь, в которую все время норовят войти люди, которых не ждут, вроде гостиничного официанта или председательницы местной оперной гильдии. При желании в пьесе можно разглядеть сатиру на провинциальную оперную публику, ничего не понимающую в искусстве, но падкую на знаменитостей: ведь зрители даже не замечают подмены гастролера безвестным дебютантом. А можно увидеть переклички со знаменитым хитом Рэя Куни, у нас идущим под названием «№ 13»: здесь тоже гостиничный номер и тоже оживающий «труп».

Можно, впрочем, вообще ничего не видеть, а просто расслабляться: Евгений Писарев в целом добросовестно и живо, а местами весьма остроумно воплотил комические ситуации Кена Людвига. Чтобы сегодня выдержать жанр и не пуститься во все тяжкие при постановке такой пьесы, требуется не столько фантазия, сколько мужество и собственное достоинство. Какой процент зрителей сможет оценить эти качества режиссера и актеров, пока сказать сложно. Премьерный зал, за исключением Клима, Олега Табакова, друзей Театра Пушкина и театральных критиков, состоял в основном из поклонниц бывшего солиста поп-группы Smash!! Сергея Лазарева, играющего в спектакле главную роль — ассистента директора, недотепы, которому выпал уникальный шанс реализовать свои вокальные амбиции. 

Господину Лазареву, выпускнику Школы-студии МХТ, тоже выпал уникальный шанс — доказать свою состоятельность как драматического актера. Кумир восторженных старлеток отлично воспользовался им. Вернувшемуся на драматическую сцену актеру пришлось несладко: выходить на зал, готовый визжать от восторга на каждую твою реплику, приятно, вероятно, эстрадной звезде, но досадно молодому профессионалу, которого мхатовские педагоги еще совсем недавно учили слышать партнеров и думать о роли, даже если играешь не Чехова, а немудреную комедию. Кстати, эстрадный опыт в этой роли Сергею Лазареву очень даже пригодился — очкастый недотепа с зализанными волосами и в подтянутых рейтузах, переодевающийся потом в оперный костюм мавра, сыгран жирно, с нажимом. Но в законах жанра, без кривлянья. Впрочем, и уроки педагогов не забыты: по тому, как не по-премьерски, с уважением к коллегам вел себя господин Лазарев на поклонах, не приняв и трети из тех десятков букетов, что рвались добросить до него возбужденные фанатки, можно судить о серьезности его намерений. 
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
«19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Стреляли…, Григорий Заславский, Независимая газета, 31.10.2007
Наш маленький Бродвей, Алексей Филиппов, Московские новости, 12.10.2007
Чувство уморы, Ирина Алпатова, Культура, 11.10.2007
Одолжите публику, Алла Шендерова, Коммерсант, 3.10.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Шекспир на Пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В кассу!, Итоги, 10.10.2005
Отелло и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 6.10.2005
Сотрите пять различий, Марина Давыдова, Известия, 5.10.2005
СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005
Комедия положений обязывает, Роман Должанский, Коммерсант, 1.09.2005
Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005
Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005
Откровенность за откровенность, Роман Должанский, Коммерсант, 8.04.2002
Забуду ли то время золотое, Театральная жизнь № 1, 2001
И вновь к себе манит «Остров сокровищ», Ирина Подгорная, Тверская, 13, 21.11.1996
Соратники, Юрий Еремин, Вечерняя Москва, 2.11.1996
Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, 19.09.1996
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, 1996