ДраматургиВиктор Астафьев | На что намекаете?Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008 История об Иване-дураке, верном друге его Коньке, глупо-лукавом Царе рассказана в МХТ имени Чехова для детей и взрослых.«Конек-горбунок» громкая мхатовская премьера в рамках фестиваля «Черешневый лес». Громкая потому что вибрация от децибелов так и сотрясает тело. Для детей поскольку сюжетная основа Петра Ершова великая сказка. Для взрослых как ни крути, в «Коньке» братья Пресняковы касаются темы смены власти (кто-то «бух в котел и там сварился», а кто-то обернулся пригожим молодцем на царство). За метафорический анализ текущих событий матерые пост?модернисты Пресняковы берутся не впервые их «Терроризм», «Изображая жертву» исследовали насилие в разных формах и масках. В этом году на сцене «Театриума» Терезы Дуровой был показан «Паб» в постановке Пресняковых там они пародировали президентские выборы. Теперь стихи Ершова Пресняковы переписали в прозе, и инициатор спектакля, Олег Табаков, знающий «Конька» наизусть (читает на радио его много лет), был «за». Стихотворные куплеты на злобу дня написал солист группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев, музыку композитор Сергей Черкыжов. Режиссер спектакля Евгений Писарев сравнивает Пресняковых и Кортнева с Евгением Шварцем и Григорием Гориным, и по крайней мере залу, бодро реагирующему на шутки, такое сравнение, похоже, не кажется смелым. История об Иване-дураке, верном друге его Коньке, глупо-лукавом Царе и рассудительной Царь-девице вышивается по сюжету Ершова. Иван, охочий до работы, ловит волшебную Кобылицу. Фыркающая на привязи Ирина Пегова в белом тугом корсете производит сногсшибательное впечатление. Иван-дурак еще не расчухал, чего ей надо в его полях, и отпускает Кобылицу на волю. Дурашливость и доверчивость Аркадия Киселева, запомнившегося в «Затоваренной бочкотаре» в «Табакерке», и тут вполне убедительна. Она не мешает ему пройти все испытания, придуманные царем. Сергей Беляев (эту роль уступил ему Олег Табаков) сыграл его капризным ребенком, подначиваемым злым наущателем Спальником (Эдуард Чекмазов). Но главной виновницей испытаний Ивана остается Царь-девица в исполнении той же Ирины Пеговой. Впрочем, охочему до работы Ивану до самого счастливого финала совершенно все равно, кто подвигает его к подвигам. «Конек» музыкальный спектакль (от «мюзикла» театр открещивается). Здесь поют и танцуют с любого места. Известный балетмейстер Альберт Альбертс не в первый раз работает в детском формате. Кроме хитового «Одолжите тенора» он поставил «Остров сокровищ» и «Кота в сапогах». Спектакль примечателен еще и тем, что в нем впервые опробована новая машинерия мхатовской сцены. Рыба-кит здесь взаправду опускается на дно морское, Царь-девица в кокошнике и цветастом сарафане то плавно гребет веслами, то запускает челн, как моторку. Самолетик-«джет» Конька-Горбунка (очень выросший как актер Сергей Медведев) улетает и прилетает по личному расписанию «Я тебя не подведу, / Довезу и соблюду!». При появлении самолетика вспоминается «Норд-Ост» там тоже над сценой кружил самолет. И, похоже, это не случайно: сценограф «Горбунка» Зиновий Марголин был оформителем «Норд-Оста». В последнее время Марголин много работал в опере, а оперная сценография минималистичнее, дает «воздух» голосу. Может быть, поэтому в величественных декорациях Марголина игра актеров порой кажется суетливой. Ирина Пегова царица второго действия, которого стоит дождаться, даже если устанете от громкой суматохи первого. По-женски мудра, по-русски красива когда Пегова на сцене, видишь только ее. Она эффектна и в челне, и в кокошнике, прельстительна в танце живота, который исполняет перед царем. Царь в ожидании Царь-девицы поет свою заглавную арию лучшую в спектакле: «Мне часто снится я иду в народ. Иду-иду а улица пустая. Никто царю навстречу не идет. Как это страшно, честно говоря. И я хочу убить в себе царя?». Царская тема взрослой публикой принималась на ура, не забудем, что премьера случилась через неделю после инаугурации. «Цари ведь не уходят просто так. Они уходят лишь на повышенье». А у детей были свои переживания. Когда Иван наконец признался Царь-девице, что она ему нравится, малыш прошептал с горечью: «Ну зачем он сказал?». Эти живые чувства залог того, что танцующие на Рыбе-кит крестьяне, сверкающее волшебное кольцо Царь-девицы, колдовство и сказочность обеспечат спектаклю долгую жизнь и тогда, когда политическая актуальность уйдет в тень. Пресса «Кровь, насилие, заложники, терроризм — это наш новый мир». Как в 2002 году Кирилл Серебренников поставил в МХТ провидческий спектакль, Яна Жиляева, Forbes.ru, 23.06.2020 Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014 В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 Табакову не быть царем, а Безрукову дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008 ОЛЕГ И ВЛАДИМИР ПРЕСНЯКОВЫ: ВЫСТОЯТЬ ПОД МАСКОЙ КЛОУНА... [Интервью], Татьяна Рассказова, Огонек (1-2005), 31.01.2005 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 БРАТЬЯ ПРЕСНЯКОВЫ: «ЖИВОЕ ЭТО ВСЕГДА ИНОЕ», Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004 Живое это всегда иное, Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 «НАС МНОГИЕ СЧИТАЮТ ФРИКАМИ» ["Терроризм" во МХАТе им. Чехова: предпремьерное интервью с Владимиром и Олегом Пресняковыми], Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 Страна непуганых Треплевых ["Историческая память в ТЕАТР. DOC: «Пленные духи» Пресняковых, Habeas Corpus Стива Фрида], Русский журнал www.russ.ru, 26.07.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Европа-Азия», 4.11.2001 |