ДраматургиВиктор Астафьев | Изображая трагедиюГлеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Пресняковых опять поставили опять в Художественном театре, опять Кирилл Серебренников. Предыдущий опыт серебренниковско-пресняковского сотрудничества пришелся на осень 2002-го премьера «Терроризма» случилась сразу после трагедии «Норд-Оста». Нынешний спектакль «Изображая жертву» с известным допуском можно считать второй частью мхатовской дилогии Кирилла Серебренникова. Премьера состоялась на Малой сцене МХАТ имени Чехова через две недели после Беслана.Никаких контртеррористических операций в своих стенах МХАТ не планировал, да и Пресняковы вовсе не похожи на членов драматургического подразделения «Альфа». Более того, все «террористические акты», которыми так обильно нашпигованы их пьесы, к чеченцам не имеют никакого отношения: то жену из окна выкинут, то мужа некачественными грибочками попотчуют типичная «бытовуха», если воспользоваться ментовским сленгом. Братья Пресняковы это драматурги, насмотревшиеся телевизора. А по телевизору сами знаете что. Молодой паренек по имени Валя, герой пьесы «Изображая жертву», сыгранный студентом Школы-студии МХАТ Петром Кисловым, судя по всему, насмотрелся телевизора до отвала. Сквозь рябь и снег невыключенного ящика ночью к нему является призрак покойного отца (Виталий Хаев). Папаша, хоть ему и не пришлось при жизни царствовать в Дании, держится все равно величественно потому что военный. Носит флотскую форму, погоны капитана первого ранга и ходит в сопровождении ловких матросиков даже после того, как сыграл в телеящик. Отравили его те, кому полагается Клавдий с Гертрудой. И пускай Клавдия зовут Дядей Петром какая разница? Все равно ужасная трагедия. Дальше вопреки ожиданию пойдет потеха, а не трагедия. Трупов на сцене будет даже больше, чем у Шекспира, но все понарошку, не всерьез. Работа у Вали такая изображать трупы. Он служит в 'ментовке' и участвует во всех следственных экспериментах, кокетливо примеряя на себя, одну за другой, роли жертв ужасных убийств. В этой кровавой примерочной весело. Людей стреляют, травят и топят, а нам нисколечко не страшно и, наоборот, смешно. Серебренников превратил череду следственных экспериментов в цепь чудесных эстрадных номеров: чего стоит одно только утопление в бассейне. Пока Игорь Золотовицкий с капустническим задором изображает ревнивого кавказца, дернувшего в пылу страсти за пару стройных женских ножек, два здоровых мужика на фоне трепещущей лазури старательно изображают синхронное плавание, высоко задирая волосатые ноги. Держись за животик да сползай под кресло. Убийства совершаются просто и буднично, но трагедией и не пахнет. Заключение о гнили в датском королевстве братья Пресняковы, отобрав у Гамлета, передали простому капитану милиции, который в отличие от датских принцев в подборе слов не церемонится: «Вы откуда на х? прилетели сюда?! Я, сколько жил, никак не думал, что в такое е?натство попаду!» Однако звучит его монолог, несмотря на подходящую к случаю жестикуляцию, отчего-то не слишком убедительно. Ведь капитан только изображает горячность. А если бы Гамлет-Валя захотел произнести свой монолог, то он, верно, сказал бы: «Быть иль не быть один х?» Братья Пресняковы по образованию филологи, и, возможно, оттого их пьесы всегда перенасыщены рефлексией. «Изображая жертву» пьеса, в которой братья расписываются в невозможности написать трагедию. Только что в «Табакерке» вышло «Воскресение. Супер» инсценировка романа Льва Толстого, где Пресняковы честно признаются в абсолютной невозможности адекватно передать на сцене толстовский серьез. В своих пьесах они словно крутятся у какой-то заколдованной черты и показывают нам: «Смотрите! Решительно невозможно переступить!» Если они правы и эта черта навек заколдована каким-то злым волшебником, то тогда и вправду остается лишь превращать спектакль в эстраду и всячески «изображать». Авторская импотенция стала предметом и существом разговора, который ведет театр со зрителем. Найдется ли у кого-нибудь «виагра», покажет время. Пресса «Кровь, насилие, заложники, терроризм — это наш новый мир». Как в 2002 году Кирилл Серебренников поставил в МХТ провидческий спектакль, Яна Жиляева, Forbes.ru, 23.06.2020 Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014 В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 Табакову не быть царем, а Безрукову дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008 ОЛЕГ И ВЛАДИМИР ПРЕСНЯКОВЫ: ВЫСТОЯТЬ ПОД МАСКОЙ КЛОУНА... [Интервью], Татьяна Рассказова, Огонек (1-2005), 31.01.2005 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 БРАТЬЯ ПРЕСНЯКОВЫ: «ЖИВОЕ ЭТО ВСЕГДА ИНОЕ», Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004 Живое это всегда иное, Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 «НАС МНОГИЕ СЧИТАЮТ ФРИКАМИ» ["Терроризм" во МХАТе им. Чехова: предпремьерное интервью с Владимиром и Олегом Пресняковыми], Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 Страна непуганых Треплевых ["Историческая память в ТЕАТР. DOC: «Пленные духи» Пресняковых, Habeas Corpus Стива Фрида], Русский журнал www.russ.ru, 26.07.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Европа-Азия», 4.11.2001 |