ДраматургиВиктор Астафьев | Милиция нравовОлег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 Новый мхатовский спектакль «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых наверняка будет иметь успех. В нем все точно рассчитано: доза смеха и морали, цитат из классики и социальной озабоченности, броской театральной формы и злободневного содержания. При этом спектакль Кирилла Серебренникова как будто куплен в супермаркете. Современность странным образом сочетается в нем с полным отсутствием чего бы то ни было живого. Это, может, и хороший театр, но он очень уж похож на продукт в вакуумной упаковке«Изображая жертву» уже вторая сентябрьская премьера по пьесе братьев Пресняковых. Неделю назад Театр п/р О. Табакова представил на Малой сцене МХТ их «Воскресение. Супер» вольный римейк романа Льва Толстого в постановке Юрия Бутусова. Я сгоряча сравнил этот очень техничный и ритмичный, одним словом, крепко сколоченный спектакль с добротной табуреткой, теперь каюсь. В работе Бутусова, несмотря на вполне бессмысленный драматургический материал, было-таки что-то человеческое. У Кирилла Серебренникова человеческим можно считать разве что специфический юмор вроде сцены с двумя крепкими мужиками в купальных костюмах и на высоких каблуках, изображающими синхронное плавание. Подобные репризы встречаются почти в каждом спектакле Серебренникова, так что чувствуется: есть все-таки что-то, задевающее режиссера за живое. В остальном про спектакль «Изображая жертву» можно сказать то же, что и про «Воскресение. Супер»: грамотная работа. Что касается текста, то это тоже римейк, но, в отличие от «Воскресения. Супер», вещь с собственным пафосом. На сей раз персонаж по имени Валя (студент Школы-студии МХТ Петр Кислов) видит во сне покойного отца в белом капитанском кителе, который сообщает, что его отравили жена и брат: узнаете сюжет? Страдая гамлетовской хандрой, Валя работает в уголовном розыске, где изображает жертву в следственных экспериментах. Надо, например, проверить, как выпала из окна женщина: муж утверждает, что пошел выносить мусор, открыл дверь и жену, которая мыла окно, сдуло сквозняком. В другой истории изображающий кавказца актер Игорь Золотовицкий рассказывает, как утопил в бассейне любовницу: проплыл 25 метров под водой, схватил за ноги с зеленым педикюром? подробности у братьев придуманы, надо заметить, не хуже, чем сами криминальные анекдоты. На третьем следственном эксперименте (убийство в суши-баре) у капитана милиции случается истерика. Монолог, который он произносит, очень хочется процитировать хотя бы коротко, но после неизбежных цензурных изъятий его блеск, боюсь, сильно бы потускнел. Эти 10 минут безупречно использованного русского мата вероятно, лучшее, что написали братья Пресняковы, и лучшее, что сыграл в своей карьере артист Виталий Хаев. Пафос его речи сводится к не выразимому цензурными словами изумлению, откуда взялись такие вот 30-летние люди, которые живут и убивают так, как будто все это детская игра, которым наплевать абсолютно на все и которые плодят видимости без смыслов, фальшивки; короче, название пьесы и сюжет проясняются подробнейшим образом. Невозможно, однако же, изъять из этой схемы и сам спектакль «Изображая жертву». Он адекватен своему сюжету именно тем, что является совершенно плоской картинкой: довольно странный эффект в ситуации, когда в пяти шагах от тебя живые люди на сцене говорят очень живым уличным языком. Не сказать, что такие персонажи, словно бы сделанные из папье-маше, заслуга исключительно режиссера. В той новой драме, которую пишут, в частности, Пресняковы, разумеется, нет ни героев, ни характеров в традиционном смысле и нелепо было бы их там искать. Персонажи здесь даже не функции собственной речи, как было в текстах Владимира Сорокина, а просто набор знаков. В этом смысле римейк, в котором можно использовать знаки уже готовые (Гамлет, Призрак отца, Офелия и т. д.), сильно облегчает задачу. Братья Пресняковы умеют рисовать персонажи-знаки с ловкостью Кукрыниксов, но в этих персонажах нечего играть, их можно лишь каким-нибудь забавным образом передвигать по сцене, и таким искусством режиссер Серебренников владеет довольно технично. Он, может быть, и в самом деле изобрел театральный аналог вакуумной упаковки. Современная, практичная и, кстати, очень доступная вещь: эта режиссура успешно избегает и сложных мыслей, и сложных чувств, довольствуясь броским соединением крайностей: морали и анекдота, пафоса и фарса. Что касается практических советов покупать билет в такой театр или не покупать, то тут все обстоит ровно так же, как с колбасой: дело вкуса. Пресса «Кровь, насилие, заложники, терроризм — это наш новый мир». Как в 2002 году Кирилл Серебренников поставил в МХТ провидческий спектакль, Яна Жиляева, Forbes.ru, 23.06.2020 Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014 В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 Табакову не быть царем, а Безрукову дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008 ОЛЕГ И ВЛАДИМИР ПРЕСНЯКОВЫ: ВЫСТОЯТЬ ПОД МАСКОЙ КЛОУНА... [Интервью], Татьяна Рассказова, Огонек (1-2005), 31.01.2005 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 БРАТЬЯ ПРЕСНЯКОВЫ: «ЖИВОЕ ЭТО ВСЕГДА ИНОЕ», Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004 Живое это всегда иное, Екатерина Васенина, Новая газета, 12.07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 «НАС МНОГИЕ СЧИТАЮТ ФРИКАМИ» ["Терроризм" во МХАТе им. Чехова: предпремьерное интервью с Владимиром и Олегом Пресняковыми], Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 Страна непуганых Треплевых ["Историческая память в ТЕАТР. DOC: «Пленные духи» Пресняковых, Habeas Corpus Стива Фрида], Русский журнал www.russ.ru, 26.07.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Европа-Азия», 4.11.2001 |