ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Несколько дней без войныАнна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007 Константин Богомолов, в конце января выпустивший в Театре имени Гоголя изобретательный и гомерически смешной «Театральный роман», накануне майских праздников сочинил спектакль и для Малой Бронной. Он взял шекспировскую комедию «Много шума из ничего», добавил к местным актерам приглашенных звезд, и получился спектакль, который точно можно назвать одним из главных событий сезона. Для любовной лихорадки, треплющей героев комедии, той лихорадки, что кажется чрезмерной на обыденный взгляд (герой мгновенно влюбился до безумия и тут же поверил самой пакостной выдумке про любимую, и сразу патетически раскаялся; героиня, даже неправедно обвиненная, продолжает его любить; еще парочка готова моментально поверить в великие чувства друг друга, стоило лишь приятелям их разыграть) режиссер придумал простое и замечательно точное объяснение. Это послевоенное время; мужчины только что вернулись из похода, женщины наконец их дождались. И хмель победы, нерв победы, вот это чувство, что знакомо нам по архивным кинопленкам с солдатами в прибывающих поездах вот оно, здесь. Какая именно война закончилась без уточнений. У Шекспира арагонский принц дон Педро победил своего побочного брата дона Хуана, восставшего против него, побежденный, помирившись с победителем, приезжает в Мессину гостем, а не пленником (и с радостью организует, собственно, все проблемы влюбленных, потому как те друзья тайно ненавидимого брата). В спектакле Богомолова (оформленном Ларисой Ломакиной) герои одеты в мундиры ХХ века, на сцене поют «Смуглянку-молдаванку» и играют в баскетбол. При этом костюмы эти ближе к форме немецкой или итальянской (хотя я, право, не эксперт по обмундированию), кроме «Смуглянки» возникает вдруг еще и «Этот поезд в огне», и немецкие песенки в фонограмме. То есть никакой конкретики, речь о войне вообще, то есть о послевоенном времени как таковом. Да, никакой конкретики во времени, но все, что касается людей, деталей человеческого поведения, продумано замечательно и сделано внятно. Как засыпает в пляжном кресле дон Педро (Сергей Перелыгин) укрывшись шинелью, свернувшись в неудобной позе, отключаясь мгновенно: фронтовая привычка любую минуту и любое место использовать для сна. Разбуженный выхватывает пистолет раньше, чем открывает глаза. Как все естественно носят эти свои шинели. Как городская стража состоит из двигающегося явно на протезах инвалида (Николай Каракаш) и мелкой тетки в солдатской одежке (Анна Галинова), и тот и другая театрально укрупняют слова и жесты; вместе достоверны до слез. Как, слушая клевету дона Хуана на свою невесту, Клавдио (Григорий Сиятвинда) начинает мять в руках мяч, что они с принцем только что весело швыряли в сетку, и как принц, также поверивший злобному братцу, отбирает мяч и сминает его сам, быстро и жестко; участь Геро решена. Как легко движется, пританцовывая на ходу, Беатриче (Анна Дубровская) и как чуть-чуть нарочита эта легкость, будто девушка сама себе не верит. А главное, вот эта ежеминутная готовность смеяться, желание двигаться, возможность влюбляться прямо сейчас, сейчас, сейчас, потому что тебя не убили. Спектакль переполнен дивными хохмами и обаятельными ухмылками (за одно выражение лица Бенедикта Михаила Полицеймако, подслушивающего разговоры о том, что Беатриче в него влюблена, актера надо внести в номинацию «Золотой маски»). Спектаклю тесно на сцене и он выплескивается в зал. Бенедикт, рассуждая о женщинах, не сумевших его на себе женить, идет среди публики и говорит будто о конкретных зрительницах, рассматривая их с видом ценителя и знатока («одна женщина была добродетельной я устоял »). «Склеп», в котором покоится на самом деле вполне живая Геро (Дарья Грачева), размещается в правой ложе, и девушка лежит на ее барьере; когда Клавдио наклоняется поцеловать «покойницу», та его обнимает, и герой бежит по залу с диким воплем. В этой радостной лихорадке растворена вчерашняя жестокость и та, что есть у Шекспира (когда Клавдио обвиняет Геро перед алтарем в неверности здесь готовность Клавдио поверить клевете стопроцентно оправдана войной, где человек привык терять и ожидать худшего), и та, что добавлена нашим веком. Произнося текст благородного отказа от вызова старика на дуэль, Клавдио одновременно бьет того и бьет ногами. Совершенно хохмаческая, переполненная пьяными шуточками сцена допроса слуг предателя-принца поставлена, как и положено, в эксцентрическом ключе но вот только эксцентрика уж больно страшненькая, по ходу дела одному допрашиваемому отрезают язык, другому ухо. (Огромный розовый язык смотрится нелепо в руке стражника, и пленник рыдает вполне комически, но все равно, знаете ли, мороз по коже.) И жестокость эта так буднична, так органична в спайке с этой лихорадочной радостью жизни, что от спектакля остается ощущение абсолютной правды, что так редко бывает нынче на театре, даже когда режиссеры берут пьесы и более приближенные к сегодняшнему дню. Богомолов выкинул из пьесы несколько сцен, в том числе всю линию с «двойником» Геро, потому что история о том, как раскаявшийся Клавдио соглашается жениться на ком угодно по требованию отца якобы умершей невесты, история о готовности принять наказание, была бы чужой в этом спектакле. Он - о победителях, которых не судят. И которым завтра снова в поход поцеловавшись со своими девушками, герои убегают явно на новую войну. Вот про этот способ жизни меж войнами и поставлен спектакль, на котором зал хохочет и плачет от смеха. Пресса Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 Видеозапись спектакля «Дракон» (2017 год), 12.06.2020 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 «Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018 Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018 Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018 Почему нужно смотреть «Трех сестер» Константина Богомолова, Антон Хитров, Esquire, 8.06.2018 Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018 В МХТ имени Чехова покажут «Трех сестер» Константина Богомолова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.05.2018 В МХТ имени Чехова Константин Богомолов поставил «Трех сестер», видеосюжет Первого канала, 30.05.2018 Константин Богомолов поставил «Трех сестер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2018 Константин Богомолов поставил в МХТ им. Чехова второй спектакль по Вуди Аллену, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 6.08.2017 Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017 Театральная Москва: «драмеди», «карнавальная мениппея», опера-речитатив, видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.06.2017 Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017 Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017 В МХТ показали сценическую версию фильма Вуди Аллена «Мужья и жены», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.06.2017 МХТ имени Чехова представляет сценическую версию фильма Вуди Аллена «Мужья и жёны», видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2017 Ceкс, ложь и сцена: зачем современный театр использует видео, Сила культуры, 12.04.2017 Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017 Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017 Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017 Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017 «Дракон» Константина Богомолова: лживая оттепель и «сплошной Левиафан», видеосюжет телеканала «Дождь», 1.03.2017 Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017 В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017 Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016 Пресс-показ спектакля «350 Сентрал-Парк Вест, New York, NY 10025». Фоторепортаж Андрея Парежева, Geometria.ru, 28.11.2016 Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016 «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 25.11.2016 В МХТ готовятся к премьере спектакля Константина Богомолова «Сентрал-парк Вест», видеосюжет телеканала «Культура», 25.11.2016 Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015 Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015 Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015 Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015 Олег Табаков в тихом спектакле Константина Богомолова — о смысле смерти, Алексей Киселев , Афиша, 27.11.2015 Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015 Куда вас сударь, к черту, занесло: «Мушкетеры» Константина Богомолова, Антон Долин, Сноб, 2.11.2015 Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015 Константин Богомолов представил новый спектакль по мотивам романа Дюма, видеосюжет телеканала «Культура», 30.10.2015 В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015 «Мушкетеры. Сага. Часть первая»: романтический трэш-эпос Богомолова, видеосюжет телеканала «Дождь», 29.10.2015 МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015 Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015 «Юбилей ювелира» в МХТ: «Не всякий рискнет такое запузырить!», Анастасия Вильчи, teatrall.ru, 31.03.2015 Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015 Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015 Последнее наваждение: «Юбилей ювелира» Константина Богомолова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 27.03.2015 Лариса Ломакина в проекте Maskbook, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015 О «Юбилее ювелира» в обзоре «Пятёрка премьер нового сезона», Ирина Алпатова, Театрал, 16.03.2015 Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015 Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015 «Когда холодные воды-годы смыкаются над головой
», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015 Табаков отметит 80-летие спектаклем о смертельно больном человеке, видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 2.03.2015 «Карамазовы» в фотографиях Галины Фесенко, 12.09.2014 Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014 Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013 Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013 Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013 Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013 Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013 Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013 Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013 Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013 Константин Богомолов: «Мне нравится дышать свободно!», Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013 В «МК» раздали награды театральным деятелям, Московский комсомолец, 5.12.2012 Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012 Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012 Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012 «Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012 Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012 «Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012 «Событие» Богомолова: метаморфоза бессобытийности, видеосюжет МТРК «Мир», 28.01.2012 В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012 Спектакль «Событие» по пьесе Владимира Набокова в Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2012 В Художественном театре имени Чехова премьера Набоков «Событие», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.01.2012 В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012 Много шума из ничего, Екатерина Рябова, Афиша, 18.10.2007 Криминальное чтиво Шекспира, Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007 Несколько дней без войны, Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007 Слоеный Шекспир, Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007 Любовь и милитаризм, Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007 На волне смуты, Татьяна Семашко, Политический журнал, 2.04.2007 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 |