Уильям Шекспир

|Макбет|

Трагедия
«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Премьера: 18 апреля 2016
Продолжительность: 2 часа
Ориентировочная цена билетов: от 200 до 2500 руб.
(16+)

Пьесы Шекспира не раз ставились на сцене Художественного театра, но «Макбет» появился в репертуаре впервые. Трагедию о жажде власти, толкающей к преступлению, предательству и безумию, представит в МХТ один из ведущих польских режиссёров Ян Клята, называемый критиками «возмутителем спокойствия» и «театральным революционером».

Ян Клята: «Макбет убил сон. Он вынужден блуждать во тьме, погружаться во зло полностью, до самого конца. Солдат-герой, которого свели с истинного пути предсказания ведьм. Эдип – великий предшественник Макбета в шедеврах драматургической литературы – делал все, чтобы избежать осуществления пророчества. Макбет делает все, чтобы воплотить предсказание в жизнь. Ведомый своими болезненными амбициями, он, человек, привыкший исполнять приказы короля, став королем, сам исполняет приказы – приказы Вещих сестер. И у него, и у Эдипа финал одинаково страшен — наступает темнота. Темнота внутри, темнота снаружи. В конце неотвратимой дороги в ад слуга Макбета Сейтон говорит господину: „Все донесенья подтвердились“. Это правда. Трагическая как для Макбета, так и для его жертв, трагическая для их государства.
Что такое судьба? Благословение это или проклятие? Можно ли убежать от судьбы? Или человек, народы и государства обречены на предопределённость? Кто герой, а кто предатель? Можно ли быть одновременно героем и предателем? Мы только игрушки в руках темных сил или где-то таится проблеск надежды?
Шекспир писал „Макбета“ на волне массового страха перед террористической угрозой, сразу после Порохового заговора 1605 года, который должен был подорвать государственные устои. Сегодня от террористов XVII века остались маски Гая Фокса, популярные благодаря комиксу “„V” значит вендетта“ и движению „Анонимус“. Вещие сестры на вопрос Макбета о том, что они делают, отвечают, что они заняты „несказанным делом“ (“a deed without a name”). Каков результат „несказанного дела“? Солдат-герой, ставший преступником, утверждает, что:
„Жизнь — это только тень, комедиант,
Паясничавший полчаса на сцене
И тут же позабытый; это повесть,
Которую пересказал дурак:
В ней много слов и страсти, нет лишь смысла“.
Прав ли он? »
Перевод с английского
Юрий Корнеев
Режиссёр
Ян Клята
Сценография, костюмы, свет
Юстына Лаговская
Композитор
Роберт Перниковски
Хореограф
Доминика Кнапик
Ассистент режиссёра
Дмитрий Готсдинер
Редактор, координатор проекта
Агнешка Пиотровска
Помощник режиссёра
Ирэна Архангельская
Действующие лица и исполнители
Леди Макбет
Игорь Хрипунов
Банко, Дух Банко
Данил Стеклов
Сержант, Ленокс, Леди Макдуф
Артём Волобуев
Сержант, Росс, Сын Макдуфа
Александр Усов
Дункан, Убийца, Врач
Роза Хайруллина
Ментис, Привратник, Убийца, Врач, Сейтон
Денис Бургазлиев
Сержант, Ангус
Руслан Братов
Солдаты
студенты Театральной школы Олега Табакова
Операторы на сцене
Артём Панчик, Владимир Панчик
Пресса
Король не будет спать, Алла Шевелева, Театральная афиша, № 3, 17.03.2017
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016

Отзывы зрителей:

Было страшно. Как все это созвучно сегодняшнему дню! И это вжимающее в кресло «Аллах акбар». И мужчины в камуфляже… Я не хочу видеть любимого мужчину в военной форме, не хочу видеть в его руке оружие. Если только деревянный меч, для игр с сыном. Алексей Кравченко – Макбет, да, это его роль. Воин и Король. Сильный, смелый, беспощадный и страдающий. Вот он целует в живот младенца, и перед нами мужчина-человек, но через секунду кажется, что он вот-вот свернет ему шею, и перед нами мужчина-солдат. Мгновенное перевоплощение, и очень страшное.
Елена Лазебная

Жил-был Воин. Храбрый, сильный, нашедший себя в войне. Он был верен своему королю и товарищам. Как мальчишки полностью отдаются игре, так и он — войне. После одной из побед он повстречал трёх ведьм, которые нашептали ему много нового, головокружительного и лишнего. И его привычный мир мгновенно разрушился. Он вдруг оказался один на один с силой более страшной и несокрушимой, чем исполнение воинского долга — с желанием власти. И не смог этому противостоять. Взрослый мальчик, победно играющий в воина, вынужден повзрослеть. В миг пропадают все его «детские» привычки и правила: и преданность королю, и верность друзьям. Он один — беспомощный, потерянный, слабый. И только жажда новой встречи с ведьмами, жажда подтверждения их пророчеств поддерживают его.
Пол Фрол

«Макбет» в постановке Яна Кляты — яркое, красочное и невероятно динамичное зрелище, изящно и эстетично сделанное в стиле модерн, гармонично сочетающее элементы драматической трагедии, мюзикла и театрального шоу. Это необыкновенное театральное действо смотрится на одном дыхании, завораживает и буквально гипнотизирует. Но идти на него все-таки желательно подготовленным, что позволит в полной мере понять чрезвычайно выразительный театральный язык режиссера и оценить его интересные, неожиданные ходы (коих в спектакле великое множество).
Владимир Романов

Сам Макбет как гравитационный центр – события не столько происходят с ним, сколько вокруг него. Ему же остается реагировать в гнетущей изоляции. А война тем временем гудит на фоне, механическим навязчивым жужжанием, смешиваясь с муками совести, подступающим безумием. Война Макбета – всегда с ним, с неё все начинается и ей закончится.
Dashlings

Для меня этот «Макбет» получился в первую очередь не о трагедии человека, алчущего власти и не способного её удержать, а о страхе перед войной. О том, что никто из нас не хочет видеть, как их любимые надевают камуфляж, чтобы идти и проливать кровь. О молоденьких мальчиках, восторг на лицах которых (я убью его, убью!) сменяет гримаса боли и ужаса (почему он убивает меня?!).
Екатерина Анфимова