«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

Дело было в зоне

, 1.11.2004
Аскетичность и строгость японского «Короля Лира» во МХАТе сменит фейерверк и карнавал Мольера. Ближайшая премьера МХАТа — «Тартюф», который с утра до вечера и с вечера до утра репетирует Нина Чусова.

«Тартюф» в полном составе уже вышел на большую сцену. Если посмотреть со стороны, то можно схватиться за голову: да Мольер ли это? И в самом деле — тот ли это «Тартюф», который помнят театралы по знаменитому спектаклю Анатолия Эфроса? Отвечаем: совсем не тот. Потому что на дворе XXI век, который посредством Мольера режиссирует Нина Чусова. А у Чусовой — все с ног на голову, шиворот-навыворот.

Достаточно посмотреть на костюмы, которые придумал Павел Каплевич. В женском платье преобладают три колера — бордовый, зеленый, голубой. Их яркость бьет по глазам, как нож преступника.

Преступник в данном случае не натяжка. Господин Тартюф, согласно трактовке режиссера, вернулся из мест не столь отдаленных, и биография его темна. Достаточно взглянуть на костюмчик — он у него в полосочку. Но не в вертикальную, а в поперечную. Хотя мужское окружение прохвоста имеет на костюме именно полоску сверху вниз. 

Тартюфа репетирует Олег Табаков.

 — Время страшно изменилось, — говорит Олег Павлович в перерыве. — Сегодня Тартюф другой. Собственно, достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть столько их. .. О, это очень непростой и очень страшный тип. 

У типа есть двойник — его придумала Чусова и на роль двойника позвала актера Владимира Федорова, чью необычную фактуру любят использовать киношники. Федоров — карлик, по образованию физик, но чрезвычайно артистичная и художественная натура. В версии Чусовой он проходит под именем Лоран и является как бы комментарием к действиям и даже мыслям Тартюфа.

Как вы догадываетесь, чистотой помыслы его не отмечены. Появившись в семье Оргона под видом благочестивого и высоконравственного субъекта, Тартюф пытается соблазнить его жену Эльмиру. В роли Эльмиры — Марина Зудина. На этот раз она жгучая брюнетка в бордовом платье — словом, дама весьма рокового вида. Лоран у ее ног играет на гитаре, а Табаков, закатив глаза, мурлычет любовную арию. 

Вот уже второй сезон Зудина выходит на мхатовскую сцену партнершей своего супруга: в прошлом сезоне они парой работали в «Последней жертве» и в «Дяде Ване». Старые театралы наверняка будут сравнивать этот дуэт с дуэтом из эфросовского спектакля Калягин-Вертинская. Хочешь не хочешь, но сравнивать придется, потому что в том легендарном спектакле были заняты Юрий Богатырев, Нина Гуляева, Станислав Любшин. 

Из досье «МК». «Тартюф» — запрещенная пьеса при жизни великого французского комедиографа. МХАТ с 1912 года не раз подступался к ней, но все попытки заканчивались неудачей — вплоть до 39-го года. Именно тогда после 553 репетиций «Тартюф» встретился со зрителями. Постановку посвятили памяти Станиславского. За полтора года его сыграли 82 раза, а во время войны декорации на гастролях в Минске сгорели. И лишь только в 1981 году Анатолий Эфрос вновь вернулся к мечте Станиславского, то есть «Тартюфу».

Историческая память, с одной стороны, держит в напряженности нынешний состав, а с другой — дает карт-бланш молодым актерам. Например, Даше Мороз — в спектакле она Марианна. Александр Семчев — Оргон, и этим все сказано. В роли служанки Дорины — ключевой фигуры многих комедий Мольера — Марина Голуб. И со своим историческим предшественником этот спектакль роднит легкомысленно-радостный подход к Мольеру, который Чусова усугубляет и доводит до крайности.

События в семье Оргона из интерьеров она выносит в сад с обильной зеленью и бассейном, в котором герои принимают водные процедуры. Правда, воду как таковую в новом спектакле не льют и не мутят. Волны здесь картонные, но этот наив не уменьшает огонь и страсть комедии Мольера. Одним словом, ждите комедии, искрометной и сумасшедшей.
Пресса
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981