Имена | Сила робкого дыханияОльга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009 Режиссер Марина Брусникина выбрала на этот раз для постановки на Новой сцене МХТ не современную, а классическую прозу. Причем остановила свой выбор на литературе, которая во многом противоположна той, что осваивалась ею в том же МХТ. Прав у человека, зараженного комплексами, процессами распада, разрушительной рефлексии и бунта подсознания, на современной сцене, в современной литературе куда больше, чем у цельной личности, взыскующей любви. Проза Тургенева, вызванная к жизни театром, есть если не укор, то напоминание нынешнему времени о том, что потребность в подлинных чувствах, возвышающих личность силой переживания, страдания, никуда не только не исчезла, не выветрилась в эпоху вседозволенности. Под флагом новой голой правды о голом человеке, разрушений табу на самом деле утверждается в правах что-то другое. Современное искусство, зачастую лишая прав на интимное, потаенное, обедняет, упрощает духовный строй личности. Человек превращается в пациента клиники неврозов, в больного, которым управляет сила основного инстинкта. Нужна ли такая, медицинская, правда? Безусловно. Но если только так мы будем смотреть на современного человека, то возникнет новая неправда. Постановка «Дворянского гнезда» в связи с этим, несмотря на заявленную скромную камерность, есть нечто большее, чем просто удачный спектакль с состоявшимися актерскими работами. Тут если не отвоевывается право, то с мягкой женской настойчивостью ставится спектакль о людях, которые, приходя в мир, жаждут гармонии, цельного сосуществования. Даже когда этого не случается и мир должен был бы для них развалиться, они не повергаются в хаос инстинкта, а принимают невзгоды со стоическим достоинством перед безрадостными обстоятельствами жизни. Тургеневскую девушку Лизу Калитину играет еще студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких, а Федора Ивановича Лаврецкого уже сверхпопулярный актер Дмитрий Дюжев. В кино бы сказали, что в случае назначения на роль совсем юной актрисы Брусникина не только не ошиблась попадание оказалось стопроцентным. И дело не только в том, что начинающая актриса почти не использует грима, поскольку внешние данные не требуют подкраски и подмалевки, и не только в том, что Марина Брусникина безошибочно почувствовала в строе личности Яны Гладких способность откликнуться на тургеневский идеал, столь чуждый, казалось бы, нашему времени. Вместе режиссер и актриса смогли сделать убедительным и достоверным жизнь этого идеала на сцене. Вот где вспоминаешь о подлинной мхатовской интонации, поскольку роль дышит вниманием к тексту, к психологической подробности и нюансам. Как, к примеру, сыграть стыдливую скромность, смущение и трепет первого поцелуя, вообще сам первый поцелуй у Тургенева? Сыграть, чтобы не впасть в карикатуру, сыграть достоверно, чтобы современный зал поверил этим ушедшим с нашей сцены хрупким и нежным переживаниям? И ведь играют, когда в ночном саду двух влюбленных тянет друг к другу сила большая, чем внушенные правила долга и воспитания. Сыграны именно оттенки душевного трепета, колебаний, неуверенности, робкого страха перед этим самым первым поцелуем Лизы Калитиной. Правда, солирует в сценическом дуэте пока студентка, а не звезда Дмитрий Дюжев. Не проходит бесследно для сцены, особенно для таких спектаклей, требующих от актера особой настройки души, участие в ток-шоу, телепроектах и всякого рода иных глянцевых искушениях массмедиа. Робким студентом кажется как раз Дюжев, а не начинающая Гладких. Ему, так много сыгравшему к своим тридцати, эта роль дается отчасти, поскольку в игре актера самым слабым звеном кажется неуверенность именно в том, что называется внутренней жизнью персонажа. Сцены же, требующие открытого темперамента, даются ему пока куда лучше к примеру, горячие объяснения с вернувшейся на родину женой, убийственная ирония и презрение к ней. Этот спектакль силен прежде всего женскими актерскими работами Наталии Егоровой (Марья Дмитриевна Калитина), Нины Гуляевой (Марфа Тимофеевна Пестова), Дарьи Мороз (Варвара). Всех их режиссер подает как прежде всего талантливых и ярких, красивых по-своему. Все они действительно из дворянского гнезда, в котором невозможна жизнь без музыки, вокальных дуэтов, постоянно звучащих в спектакле. У каждой из них свое легкое дыхание. Нельзя не заметить и блистательной игры Дмитрия Назарова в роли немца, учителя музыки Лемма. С этой ролью в спектакль входит еще одна важная тема: чувство подлинного, которое разделяет тургеневских персонажей. Есть те, кто безошибочно чувствует настоящее, а есть те, кто имитирует бытие, будь то способность услышать музыку или уметь полюбить. Пресса Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 Яна Гладких: «Мы с Никитой как два химических элемента, которые вместе образуют взрыв», Елена Грибкова, WomanHIT.ru, 17.01.2018 «Круг чтения». Читка пьесы Андрея Бехтерева «Непрогоняемый ангел». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.12.2016 Первый русский принимает на своей сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет ГТРК «Ярославия», 19.10.2015 Проект «Чехов жив» «Чайка», 25.09.2015 Бог, рок и математика, Мария Юрченко, Культура, 8.07.2015 Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Геннадия Усова, 17.04.2015 8 вопросов для Яны Гладких, Пресс-служба МХТ, 12.03.2015 Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015 А ты моё сердце склеил?, Ирина Пекарская, startup.ru, 27.01.2015 Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015 Олег Табаков открыл театральный сезон и памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 5.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014 «Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014 Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014 Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014 Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014 Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014 «Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014 В МХТ Чехова покажут удивительное путешествие кролика Эдварда, видеосюжет телеканала «Москва 24», 30.12.2013 Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013 МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013 Олег Табаков расскажет детям всю правду, телеканал «Дождь», 3.07.2013 Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть I), телеканал «Театр», 29.04.2013 «Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012 Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012 Театральное лето продолжается спектаклями легендарного МХТ. Вечер первый «Дворянское гнездо», сайт Хабаровского краевого театра драмы и комедии, 30.06.2012 МХТ имени Чехова продолжает «несентиментальное путешествие» в 1970-е, видеосюжет телеканала «Культура», 28.05.2012 Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012 Яна Гладких: «Важно быть немножко сумасшедшим», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, № 20, 23.05.2012 Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012 «Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012 В МХТ представили новую версию романа «Преступление и наказание», видеосюжет телеканала «Звезда», 23.03.2012 «Преступление и наказание» в МХТ спектакль о людях, потерявших Бога, фотолента «РИА-Новости», 20.03.2012 В МХТ имени Чехова поставили «Преступление и наказание» по Достоевскому, ИТАР-ТАСС, 20.03.2012 Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011 Михаил Шишкин увидел, как его произведение воплотили на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 16.12.2011 Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011 «Письмовник». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 3.11.2011 «Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011 Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011 Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011 «Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011 На сцене МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Письмовник», видеосюжет телеканала «Звезда», 23.10.2011 В МХТ имени Чехова представлен спектакль, основанный на переписке героев романа Михаила Шишкина «Письмовник», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 23.10.2011 Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010 Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009 На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!, Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009 Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009 Люди и премьеры. «Дворянское гнездо» Марины Брусникиной, телеканал «Театр», 11.2009 |