Имена

Медленное чтение

Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
У режиссера Марины Брусникиной вышла большая, серьезная работа — ценная тем более, что МХТ сегодня редко, к сожалению, бывает удачлив. Именно в спектаклях Брусникиной так или иначе жив мхатовский дух, на большой сцене МХТ почти иссякший. «Дворянское гнездо» — прекрасный пример непафосного, немузейного классического театра, который базируется не только на жанре костюмной драмы, но и на точном режиссерском разборе, чувстве слова, особой плавности повествования, на эффекте медленного чтения. 

Красивая функциональная декорация Алексея Порай-Кошица: усадебные колонны и балкон, зеленая трава, и в траве фортепиано и кресла цвета белого крема. Балкон и колонны распределяют красивые тени — часть сцены в сумраке, часть освещена. Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого естествен как зверь, видно — очень старается, и актерское существование густое, насыщенное; мало, кто способен одинаково хорошо ощущать себя и героем современности, и классическим неврастеником. Дюжев играет мужчину робкого, надломленного, не смеющего даже помыслить о возможности счастья: в таком Лаврецком изначально живет грусть по утраченной гармонии, душевный раскол, смятение, медленное «засушивание» души. Лаврецкий пытается войти в норму, в разрушенном состоянии заставлять себя думать, читать, заниматься делом, чувствовать, любить — вот на этом осторожном, медлительном, пошаговом стремлении к стройности, в движении от израненности к норме, к здоровью построена роль. Марина Брусникина очень качественно разбирает систему отношений Лаврецкого и Лизы — она его полюбила за боль, боль неординарную, непоказную, за его возможность к нравственному возрождению. Сама же Лиза (Яна Гладких), еще совсем ребенок, разрывается между религиозным чувством и интересом к тайне этого мужчины, к тайне потерянной радости жизни. В «Дворянском гнезде» вообще множество актерских удач. Замечательная Нина Гуляева в роли тетушки — ироничная, злая, комедийная. Королевская роль у Натальи Егоровой (Калитина), немец Лемм у Дмитрия Назарова — трогательный, слёзный, мудрый и беспомощный. Лаврецкая у Ольги Литвиновой вышла маленькой, юркой, победной оторвой, умеющей расположить к себе каждого встречного — не женщина, а мелкий бесёнок, умеющий возбудить и разворошить всё вокруг. Совершенно сумасшедший монолог у Эдуарда Чекмазова (Михневич) — точный, сильный, уверенный эпизод. И конечно же, весьма яркий дебют Яны Гладких в роли Лизы — умение сыграть любовь без «голубого героизма» ценится сегодня на вес золота.

«Дворянское гнездо» Брусникиной — история примирения с жизнью. Лаврецкая и Калитина умеют увлечь свой близкий круг собой, своим жизнелюбием и бодрым состоянием духа, в котором очень много ложного и расчетливого, но еще больше терапевтически-лечебного. Округлость, всепримирительность светской жизни так или иначе вылечивает раны, нанесенные совестью. Кого-то свет разрушает — и цельность таких натур, как Лаврецкий, оказывается сметена, уничтожена. А вот Лиза не подчиняется, уходит в монастырь «отмолить всё». Здесь спектакль впрямую касается нашего сегодня: есть эта надежда на молодых, на тех, кто сможет отмолить годы разочарований и вынужденной лжи. Одно поколение грешит, другое, новое, за эту вину кается.
Пресса
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Бог, рок и математика, Мария Юрченко, Культура, 8.07.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
8 вопросов для Яны Гладких, Пресс-служба МХТ, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
А ты моё сердце склеил?, Ирина Пекарская, startup.ru, 27.01.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013
«Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Яна Гладких: «Важно быть немножко сумасшедшим», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, № 20, 23.05.2012
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
«Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009
На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!, Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009
Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009