Имена

Хроника пикирующего бомбардировщика

Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Для актерской славы кино важнее, чем театр. Именно кинематограф формирует имидж актера, и массовое сознание легко отождествляет художественный образ и личность человека, этот образ создавшего.
Для самого актера важнее театр. Театр – это разрушение кинолегенд, преодоление стереотипов, вечное движение, совсем не обязательно предполагающее результат – «Стоп! Снято!». Театр открывает в популярных кинознакомцах глубину совсем иного рода.
Владимиру Кашпуру известность принес кинематограф, востребовав в конце 50-х вполне определенных типаж актера. Солдат, защитник Отечества, рабочий, простой советский человек, народный русский характер – мал, да удал. Десятки фильмов, среди них выдающиеся – «Баллада о солдате», например. Кашпуру повезло, он застал золотой век нашего кино.
Театр принес артисту меньшую популярность, но дал возможность раскрыться совершенно неведомому для массового зрителя творческому потенциалу. В лучших своих работах Кашпур предстает неожиданным, многоплановым, психологичным. Он не чуждается острой характерности, гротеска. Он играл у Ефремова, Додина, Гинкаса. В очень спорном для меня спектакле МХАТ «Преступление и наказание» его Мармеладов бесспорен (спектакль «Преступление и наказание» был поставлен в 1996 году Виктором Сергачевым – прим. Медиацентр МХТ). В период безвременья, когда о сегодняшнем дне еще не написано пьесы, считает Кашпур, русская классика – единственный выход для артиста. Мне показалось, он по-настоящему «болен» Достоевским, так часто во время нашего разговора Кашпур возвращался к «униженному и оскорбленному» Мармеладову.

– Владимир Терентьевич, за многие десятилетия работы вы вполне отдали дань пресловутому соцреализму. И в театре, но особенно в кино. Ваши герои – правильные, замечательные советские люди, они трудились, воевали, не рефлексировали и, в общем, знали зачем живут. Времена изменились. Былой пафос оказался ложным. Это так или не так?
– Когда я играл, то играл живого человека, а не социальную схему. Всегда. И если человек защищает свою страну – он прежде всего защищает свой дом. При любом строе. Если он честен, то честен одинаково во все времена. Как и бесчестен. Я работал с Павлом Чухраем, Герасимовым, Швейцером. О чем их фильмы? О строе? О жизни, о нашем житье-бытье, о России и испытаниях.

– Многие люди вашего поколения сегодня испытывают обиду – ведь прошлое, которому столько отдали, оказалось перечеркнуто. У вас нет обиды за себя, за своих героев?
– Трудные вы вопросы задаете… Нет, обиды нет. Глупо обижаться на новые времена и поколения. Главное заниматься своим делом. Я всегда очень много работал. И сейчас много работаю. Кто-то из наших педагогов в Школе-студии говорил: «Отрицать то или иное поколение – значит потерять ощущение времени».

– Я знаю, что вы поступили в Школу-студию МХАТ уже профессиональным артистом. Приехали из Владимирского театра. А что было до Владимира?
– До Владимира была война. После восьмого класса я записался в отряд добровольцев. Попал в авиационную школу в Красноярске. Когда я ее окончил, то и война закончилась. Но еще семь лет, уже в мирное время, я летал на пикирующем бомбардировщике. Очень много было ночных заданий, стало портиться зрение. Я перешел на работу в штаб. Но это было не по мне. Я демобилизовался. И решил стать актером.

– Крутое пике, достойное летчика! Но почему – актером?
– Еще в школе я все время был в самодеятельности. Помню, с детства мне нравилось смотреть, как в разных ситуациях ведут себя люди, нравилось анализировать, изображать. Наверное, это от природы. Ведь никакой особенной среды у меня не было. Родился я на Алтае, в селе Северка. А в два года родители увезли меня в Кемеровскую область. Там и вырос. Отец работал на лесоповале. Люди в тех местах особенные – сильные, смелые.

– С чего началось ваша театральная карьера?
– Моим дебютом стала роль Володи Ульянова в спектакле «Семья».

– Да, ни много ни мало, а сразу роль Ленина, хоть и молодого…
– А я потом и немолодого сыграл – в «Кремлевских курантах» Погодина, там же во Владимире. Я много там играл.

– А почему решили ехать в Москву?
– Это меня Женя уговорил Евстигнеев. Он после Горьковского театрального училища пришел к нам в театр. А потом поступил в Школу-студию МХАТ. Меня сразу взяли на второй курс, а Женя учился на третьем.

– А с кем вы учились?
– У нас был замечательный курс! Саша Лазарев, Женя Лазарев, Алик Филозов, Вячеслав Михайлович Невинный. Вел нас Виктор Яковлевич Станицын. Он был блестящим педагогом, актером, человеком. Я навсегда запомнил его слова: «Рабство успеха ничуть не лучше рабства бедности». Любил он и шутку. Например, «ваши заслуги можно почтить вставанием». Кстати, недели через две, как меня зачислили, курс сдавал французский. И педагог французского языка спросила Виктора Яковлевича, что же ей со мной делать. Я знал только «бонжур». Станицын подумал и сказал: «Поставьте ему зачет, Кашпуру французов все равно не играть».

– А вы сыграли, в «Кабале святош» – маркиза де Шаррона, архиепископа города Парижа.
– Да нет. Лицемерие и ханжество Шаррона не имеют национальности. И Булгаков меньше всего думал о французах, когда описывал злоключения Мольера.

– Владимир Терентьевич, вы пришли во МХАТ в начале 60-х и сразу же оказались на одной сцене с Тарасовой, Яншиным, Ливановым, Массальским, Зуевой. Но наверное, бывшему летчику пикирующего бомбардировщика уже ничего не было страшно?
– Было ответственно. Я очень любил и уважал стариков. Например, Алла Константиновна приходила на сцену минут за пять-десять до выхода, садилась за кулисами в кресло и слушала, как идет спектакль, готовилась. Я играл с ней в «Царской милости» и, зная ее привычку, тоже стал приходить за кулисы, садился рядом.

– Почему?
– Да неудобно было перед ней. Совестно. Я учился у стариков отношению к делу, вниманию к партнерам. Естественности. Помню, Павел Владимирович Массальский играл в «Днях Турбиных». Так он подходил ко мне и спрашивал, совершенно серьезно: «Володя, я не наигрываю?» Я даже смущался. А ему было очень важно мнение молодого артиста. И еще они любили и умели шутить. Ведь это тоже искусство.

– О мхатовских шутках ходят легенды. Особенно о Ливанове.
– О, Борис Николаевич был великим остроумцем. Реагировал мгновенно, импровизировал замечательно. Как-то встретил одного нашего артиста, одетого в коричневый джемпер с одинокой белой полосой поперек, внимательно его разглядел и поинтересовался: «Это у тебя что – линия налива?»

– Вы в Художественном театре уже почти сорок лет. Какие режиссеры наиболее запомнились?
– Мне всегда очень легко, интересно работалось с Олегом Николаевичем Ефремовым. Он идет от актера, от того, с чем тот приходит на репетицию. Он выращивает в вас ваши же идеи, и поэтому кажется, что вы сами все это сделали и придумали. Мне было интересно работать с Камой Мироновичем Гинкасом, я играл у него в двух спектаклях – «Вагончик» и «Тамада».

– Я помню, отлично помню. «Вагончик» – это, кажется, начало 80-х. Тогда я училась в ГИТИСе, мы были потрясены спектаклем. Какая-то глухая станция, бессмысленные драки девочек-подростков, вы играли Судью, а Екатерина Васильева – Прокурора. И такая в спектакле безысходная, такая беспросветная жизнь. Наша жизнь. Но я слышала, что во время репетиций у вас с Гинкасом произошел конфликт, и вы чуть не ушли из спектакля. Это так?
– Да, была маленькая неприятность. Может, вы знаете, какой Кама Миронович темпераментный человек. Что-то у нас у всех поначалу работа не клеилась, и вот однажды он разозлился, а был с молотком в руках, и замахнулся им на одну актрису. Меня почему-то это очень обидело. К тому же я никак не мог понять роль, пьесы-то не было, был рассказ, все собирали по кускам. Настроение среднее. И вот на следующий день я написал Каме Мироновичу записку, что, мол, не понимаю, чего вы хотите, играть не могу и так далее. Гинкас пошел к Олегу Николаевичу, потом меня вызвали и велели продолжать репетиции. «Позже поймешь», – сказал Ефремов. А спектакль получился замечательный и пользовался большим успехом. Девочки так хорошо играли! И Леночка Майорова, царство ей небесное… Я бы хотел у Гинкаса еще что-нибудь сыграть, Мармеладова, например.

– Но вы уже играете его во МХАТе. 
– Да нет. Я его еще не сыграл. Знаете, каждый раз, собираясь на спектакль, я готовлюсь, готовлюсь и, вероятно, … переготавливаюсь. Я перечитываю Достоевского, критику, проигрываю свой выход. И вот – большая сцена МХАТ, тысяча человек в зале. И мой монолог – такая человеческая боль, такая трагедия. Мне кажется, на большой сцене в принципе это сделать очень трудно, почти невозможно. Вот как-то я пытался читать монолог ребятам на вечернике…

– На какой вечернике?
– Ну, дома, у себя. Это было интересно, я был откровенен, я рассказывал о своей жизни, о Соне. Я рассказывал о себе, понимаете?

– А чтецкую программу вы не думали сделать?
– Думал. Загримироваться, одеться, потом выйти, выбрать в зрительном зале человека и рассказать ему эту судьбу. Думал. Но боюсь. Страшно. Вот поставил Гинкас «Катерину Ивановну», так хорошо бы смонтировать ее с Семеном Захарычем (смеется).

– Будем считать, Достоевский у вас впереди. А какая сегодня самая любимая роль?
– А я все свои роли люблю.

– Даже старичка-антисемита из фильма «Такси-блюз» Павла Лунгина?
– И его. Да. Хоть Лунгин и сказал мне: «Сыграешь старичка, который никого и ничто не любит», но для меня нет отрицательных людей. Отрицательными или положительными бывают только электрические заряды. В каждом человеке есть все. Вот вам и Мармеладов, и все мы.

– Владимир Терентьевич, принимаете ли вы участие в постановках других театров?
– Нет, что-то не хочется. Мне предлагали, но я очень занят у себя, играю по 9-12 спектаклей в месяц, много репетирую. А потом я уже старый, люблю поспать. Это мой любимый вид спорта. А раньше, что вы, и ночами снимался.

– Но сейчас такая сложная материальная ситуация в театре. Актеры с именем стремятся подработать на стороне.
– А много ли мне надо? Картошка есть, морковка есть, рынок рядом. А на праздник и все остальное бывает.

– Да вы что? Вы же известный артист, снялись в шестидесяти фильмах, даже больше, сорок лет в театре. И говорите о морковке? Если бы вы столько в Америке сыграли, сидели бы мы с вами, Владимир Терентьевич, на вилле с видом на Тихий океан.
– Ну вот, и сами смеетесь. Зачем мне вилла? Я бы там неделю посидел и заскучал. Я здесь привык.

– Значит, на судьбу не обижаетесь?
– Ну что вы. Какая обида. Это я еще должен.

– Кому?
– Себе. Я не все сыграл. Не все сделал, что должен. Вот и Мармеладова.

– А что вы думаете о состоянии Художественного театра накануне столетия?
– Сейчас театр переживает сложное время. И объективно – денег нет, чтобы пригласить нового режиссера, чаще выпускать новые спектакли. И субъективно – у нас в театре в последние годы было столько потерь… Какие актеры ушли из жизни – Смоктуновский, Евстигнеев…

– Расскажите о Евгении Александровиче. Ведь вы были друзьями.
– А что рассказывать? С ним вся жизнь прожита. Когда работали вместе во Владимире, жили в одной комнате в общежитии. Молодые были. И играли вместе, и гуляли, рыбачили. Как-то был у него день рождения, исполнялось лет двадцать шесть, кажется. А у нас совсем не было денег. Собрали только на четвертинку водки и яблоко. Отметили. Прошло много лет, мы уже работали во МХАТе. Вот снова у Жени очередной день рождения, девятое октября, он мне звонит, приглашает. Думаю, ну что ему подарить? Купил ящик четвертинок и авоську яблок. Когда я пришел, Евстигнеев все, что было на столе (а стол был роскошный), отодвинул, и сели мы отмечать. И вот тут начались воспоминания, истории, рассказы… Мне трудно об этом вспоминать… То есть вспоминать легко, а рассказывать трудно.

– У вас есть ощущение, что не приходит в театр замена таким корифеям?
– Пожалуй, да, есть. Большой актер – это как отпечаток пальцев. Не-по-вто-ри-мый. С возрастом такое понимаешь отчетливо. Мне грустно. Оттого, что мы стареем, что уходят друзья. Но у меня есть внук и есть работа. И я еще многое мечтаю сыграть.
Пресса
Биография Владимира Кашпура, РИА Новости, 26.10.2016
Памяти Владимира Кашпура, Время новостей, 21.10.2009
Человек мхатовской школы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.10.2009
«Рядом с ним щемило сердце», Московский комсомолец, 19.10.2009
От Ленина до Бабы-Яги, «Газета», 19.10.2009
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998