Имена

В МХТ поставили роман Толстого от лица Каренина

Алла Шевелева, Известия, 20.02.2012
В МХТ им. А. П. Чехова сыграли премьеру спектакля «Каренин». Увидеть историю Анны Карениной глазами ее супруга — такая задача стояла перед драматургом Василием Сигаревым. Изначально играть Каренина должен был чуть ли не сам Олег Табаков, но планы его изменились, и театр принялся разыскивать другого исполнителя.

Несмотря на пантеон народных и заслуженных артистов МХТ, на заглавную роль был приглашен сериальный актер Дмитрий Шевченко. Он охотно согласился дебютировать на крохотной Новой сцене в компании со студентами Кирилла Серебренникова и молодым латышским режиссером Виестурсом Мейкшансом.

Действие постановки перенесено в современность, но создатели спектакля не сильно акцентируют на этом внимание. Хотя в истории несчастливой семьи Карениных зритель с легкостью может узнать себя. Зрелый муж в брендовой тройке, красивая молодая жена и несчастный заброшенный ребенок в дорогом костюмчике (маленькая копия папы) — все трое неразрывно связаны, все трое несчастливы по-своему.

Не случайно один из персонажей пьесы объясняет свой отъезд из России так:

 — Вы, русские, уничтожили меня своими страстями. У вас тут нет ни одной счастливой семьи.

Режиссер развивает эту мысль, пытаясь найти истоки тотального одиночества и недопонимания на примере отдельно взятого семейства.

Герои «Каренина» безуспешно пытаются обжить холодный «хай-течный» мир с металлическими стенами — блестящими и прочными, как в сейфе. Ходят в церковь, надеясь найти в ритуалах душевное равновесие и уверовать хоть во что-то.

Анне кажется, что она нашла способ вырваться: героиня, вдохновленная любовью к Вронскому, «переселяется» в другое измерение — босая, растрепанная и счастливая гуляет по лужайке.

Каренину, напротив, долг велит оставаться заложником, он вынужден слушать отповеди назойливой графини Лидии Ивановны (блестящая работа Полины Медведевой). Перемены его тревожат, осмыслить разрыв с любимой женой он не в состоянии. По совету графини герой ходит к ясновидящему Ландо, и тот транслирует обманутому мужу мысли его жены, они же внутренние монологи Анны, заимствованные из первоисточника.

Сцены, в которых медиум Ландо произносит слова Карениной, — самые сильные в спектакле. Актер Риналь Мухаметов передает состояние героини лучше, чем Светлана Мамрешева, играющая главную роль. Блистательные внешние данные пока не помогают актрисе найти верный тон и достойно выглядеть на фоне сильных партнеров, один из которых Артем Фадеев, маленький исполнитель роли Сережи. И это тот редкий случай, когда ребенок «обыгрывает» взрослых не только благодаря детской непосредственности, но и драматической одаренности.

Изрядно сократив пьесу, режиссер приглушил в ней любовную линию. Ход мыслей Каренина, его ревность и боль занимают Мейкшанса в меньшей степени, чем разговоры о ханжестве, греховности, скрытой страсти, которую, как шило в мешке, не утаишь.

Очевидно, что пародию на пасхальную службу в исполнении больших бородатых женщин и карлика в рясе он затевает не ради шутки или эпатажа. Режиссер предлагает зрителям взглянуть на мир глазами героев. Размышляя о потере веры, делает ключевым предсмертный вопрос Анны: «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?»

А после самоубийства героини Мейкшанс проецирует на стеклянный задник текст о погасшей свече, которым Толстой завершает роман. Выбор сделан — оттого свеча навсегда потухла.

Пресса
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер