Имена

Поджечь родную мать

Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Миндаугас Карбаускис выбрал для постановки в «Табакерке» один из самых трудных романов Уильяма Фолкнера и создал один из лучших своих спектаклей. В этой жутковатой метафорической истории зрителям предлагается, как в кривом зеркале, разглядеть самих себя.

Миндаугас Карбаускис относится к числу режиссеров, которые, говоря словами поэта, из раза в раз «выбирают трудный путь, опасный как военная тропа». Найти человека, который мог бы связно пересказать сюжет пьесы «Синхрон» (его предыдущей постановки в «Табакерке»), так же сложно, как найти человека, который бы сумел дочитать до конца пьесу «Копенгаген» (его последняя постановка во МХАТе). Тем не менее и там и там Карбаускис сумел соткать свой особый театральный текст из музыки, света и игр с пространством.

Может, умением не только не пасовать перед трудностями жизни, но самим себе их создавать и принимать вызов на этот раз и привлекли режиссера герои Фолкнера. Семейство Бандренов из романа «Когда я умирала» везет тело матери за сорок миль в Джефферсон, где похоронены ее родные. Везут десять дней, преодолевая разлившуюся реку и атаки полчищ грифов, которые летят на запах разлагающегося трупа. Героев не останавливают ни просьбы соседей, ни утонувшие мулы, ни сумасшествие младшего сына Вардамана, ни сломанная нога старшего (Кэша), ни обгорелая спина среднего (Джула). Человеческое упрямство, когда ради придуманной цели человек жертвует всем, — постоянный мотив прозы Фолкнера. Эта стойкость перед лицом невзгод, нервирующая окружающих и не приносящая счастья ее обладателю, — самая привлекательная черта наиболее отталкивающих из его персонажей, таких, как Минк Сноупс или Анс Бандрен.

Сергей Беляев играет Анса Бандрена мужиком, из которого кто-то давно вынул все кости. Небритый, сутулый, его Анс сидит мешком, ходит бочком и говорит плачущим голосом, с упоением напирая на слова: «на свете не было человека, несчастнее меня! Но никто не может сказать, чтобы я сетовал!»? Он одновременно страшен (отец, медленно губящий одного за другим своих детей) и смешон. Прилагательное «уморительный» — это не только об Ансе, но и о мире, в котором он живет.

Тягучую прозу Фолкнера Карбаускис принял как вызов. Кому кроме него и Сергея Женовача (другого ученика Петра Фоменко) пришло бы в голову вообще ставить этого автора. Искать театральные эквиваленты хотя бы простенького описания: «ее голос был тихим и гордым, как флаги в пыли». Пытаться воссоздать рваный скачущий ритм этой многоуровневой завораживающей прозы. Мучительная, оскорбительная в каждой своей подробности жизнь, которая не дает успокоения даже мертвому телу, по Карбаускису, еще и смешна в своей пошлости, в непредсказуемости своих поворотов. Как смешны мучающиеся и мучающие других ее герои. Смешна пафосная ханжа-святоша Кора Талл (прекрасная работа Полины Медведевой). Или тугодум и недотепа Кеш (Алексей Усольцев). Или, наконец, сама покойная Адди Бандрен (Евдокия Германова), которая и затеяла все эти адские похороны. Она разгуливает по сцене в чепце-подушке, присаживается к живым, заглядывает им в глаза. Сама же утешает разревевшегося Дарла (Андрей Савостьянов), который решается на подвиг-кощунство — поджигает сарай с гробом матери, чтобы хоть таким путем дать успокоение ее гниющему телу.

Карбаускис сохраняет в своем спектакле букву Фолкнера и его дух. Сохраняет двойные краски, которыми пользуется Фолкнер, чтобы создать свой мир, где любовь неотличима от ненависти, добро так прочно срослось с чем-то ужасным, что не отделить одно от другого, где предают самые близкие. Мать здесь — мученица и мучительница одновременно. В зале дрожит смех, но не слышно насмешек. В спектакле многое узнаваемо. Так ли далеко отстоят от нас эти ужасные Бандрены? Так ли далеки их странные проблемы и их мироощущение? Может быть, только почувствовав свое родство с ними, зрители становятся способны освободиться и преодолеть в себе монстра. Старый Анс появится в финале, сверкая вставленными зубами, с новой женой под ручкой и с граммофоном, который принесла она в приданое.

В предыдущих работах Карбаускиса все время казалось, что помимо прямых задач, предложенных театром, режиссер ставит себе дополнительные — учебные задачи. Кажется, из режиссеров, начинавших одновременно с ним, он - единственный, кто продолжает приобретать мастерство, а не тратить. Постановка «Когда я умирала» — это работа мастера, сделанная с полной отдачей сил. Все выверено и приведено в равновесие. Режиссер дробит действие на простейшие эпизоды и сцепляет их точно выстроенной логикой переходов. Он ставит перед актерами простейшие задачи и выстраивает им заманчивые и изощренные рисунки ролей, добиваясь слаженной работы ансамбля. Внятный, ясный, сильный этот спектакль перевел театральный сезон в другой регистр: дал точку отсчета «высокого сезона».
Пресса
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер