Имена | Протестанты в «Табакерке»Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004 Во-первых, его поставил совсем молодой человек. Миндаугасу Карбаускису не больше 32 лет. Консервативный литовец, преданный своему театральному опыту, радикальный оппонент московской моде на «новую драму», он довольно быстро выдвинулся в первый ряд столичной режиссуры. Среди компромиссов и необязательных текстов с какой-то настойчивой страстью он выделяет одну любимую тему, и эта тема смерть. И не сама по себе, но как переход из мира живых в мир мертвых.Роман Уильяма Фолкнера «Когда я умираю», написанный в 1930 году, оказался как нельзя более кстати любимой мысли режиссера. И если первый акт торжество рафинированности, юмора и искусности, то второй целиком погружает вас в атмосферу энтропии, разложения и бесконечного смирения перед тайной смерти. Смирение основа театральной философии Карбаускиса. Быть может, оттого его любимой актрисой стала смиреннейшая и скромнейшая Полина Медведева, мхатовская актриса, однокурсница Романа Козака и Александра Феклистова, впервые в Карбаускисе нашедшая своего настоящего режиссера, способного как никто оценить ее индивидуальность. И хоть не она главная героиня его нового спектакля, она важна ему как некий талисман, как образ тихого, строгого, протестантского, немного ханжеского смирения. Ее героиня Кора «приходила, в ущерб своей семье и обязанностям, чтобы хоть чье-нибудь знакомое лицо поддержало в ней (умирающей Адди) дух перед лицом Великого Неведомого». Умирающая Адди не умирает. Она тихо лежит, свернувшись комочком, потом тихо ходит по углам, или вовсе исчезает, потом уже умершая ходит в белом чепце, с белой гробовой подушечкой, точно в младенческом конверте, или мычит коровой. Чем более она мертва, тем нежнее и радостнее присутствует в жизни своих близких. Безмолвная и бледная, она лишена всяких реакций, ее точно и нет. Только смущенная улыбка Евдокии Германовой освещает это тихое путешествие из жизни в смерть. Когда Ансу Бандерну взбредет хоронить ее за тридевять земель от родного дома, она со смирением будет смотреть на это дикое путешествие своей семьи (четырех детей и нелепого мужа) к месту своего последнего упокоения. Зловонный гроб будет мучить всех, кто будет встречаться им в этом путешествии. Какая-то женщина горестно заплачет над этой траурной процессией: «При жизни нас мучаете и после смерти мучаете». А упрямый Бандерн все дальше и дальше будет вести свой печальный караван. С каждым новым витком путешествие становится все смешнее и нелепее. Карбаускис точно знает, как сочетается печальное и смешное. Он наследует в этом не только своему учителю Петру Фоменко, но и литовскому гуру Эймунтасу Някрошюсу. В мрачном путешествии по ту сторону жизни смешного больше, чем в самой смешной комедии. Ну и типы, эти Бандерны: хромоногий Кеш (Алексей Усольцев), столяр, сколачивавший гроб все десять дней, что мама умирала, сломавший ногу, пытаясь вытащить его из бурного потока, сошедший с ума маленький Дарл (Андрей Савостьянов), который уверен, что его мать превратилась в рыбу, удивленная юная Дюи Делл (Ангелина Меримская), любимец матери Джул (Алексей Гришин) и сам нелепый беззубый Ане (Сергей Беляев). Горя нет, есть только путь к спасению бессмысленный и смиренный. И даже когда в самом конце пути Анс приводит новую «мамашу» с патефоном, это не отменяет их трогательного смирения перед жизнью и смертью. Чувство не знает другого выражения, кроме поступка. Любовь Кеша к матери в том, что он жертвует своей жизнью, чтобы спасти ее гроб. Любовь Анса в его безумной решимости похоронить жену там, где она хотела. Собственно, все остальное неважно. Неважно, любила ли Адди Анса, любил ли он ее. Неважно, любила ли она своих детей. Жизнь не имеет иного смысла, кроме долга и спасения. Такой решительной, последовательной протестантской этики русский театр, кажется, никогда не знал. Скошенный под углом деревянный мир хуторского труда деревянные лавки, пол, гроб, часы. Все сдвинуто, нет точки опоры. Есть только нелепое человеческое существование на пути к спасению. Миндаугасу Карбаускису в отличие от Ларса фон Триера эта протестантская Америка Фолкнера представляется хоть и мучительной, но утопией, образом земного рая. Только очень уж он мрачен, этот рай ни любовь, ни смерть в нем не существенны. Нет в нем ничего, кроме смирения и долга. «Смысл жизни приготовиться к тому, чтобы долго быть мертвым», говорит Адди, когда умирает. По Карбаускису, живые хороши только тогда, когда правильно понимают это. Пресса Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014 Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014 Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014 Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014 «Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014 Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013 Олег Табаков расскажет детям всю правду, телеканал «Дождь», 3.07.2013 Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013 МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013 Документальный фильм «Жизнь Станиславского глазами МХТ имени Чехова», телеканал «Москва 24», 2.02.2013 В МХТ имени Чехова Василий Бархатов представил спектакль «Новые страдания юного В.», видеосюжет телеканала «Звезда», 26.01.2013 Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013 Юбилей Станиславского начали за здравие, а кончили за упокой, Марина Шимадина, Известия, 18.01.2013 К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013 Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013 150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012 Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012 Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012 Рената Литвинова vs. Марлен Дитрих: «Свидетель обвинения» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.06.2012 Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012 «Каренин». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 6.03.2012 «Бог с теми, кто храбрее
», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012 В МХТ поставили роман Толстого от лица Каренина, Алла Шевелева, Известия, 20.02.2012 Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012 В МХТ имени Чехова состоится премьера спектакля «Каренин», видеосюжет телеканала «Звезда», 3.02.2012 Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011 Михаил Шишкин увидел, как его произведение воплотили на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 16.12.2011 Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011 «Письмовник». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 3.11.2011 «Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011 Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006 Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006 Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004 Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004 Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004 Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004 На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004 Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004 Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004 Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003 Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003 Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003 Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003 Синхронное плавание, Итоги, 1.07.2003 Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003 Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002 Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002 Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002 Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002 На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер |