Имена | Живые и мертваяМария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004 В эпоху, диктующую порой даже маститым творцам выбор путей наименьшего сопротивления, тридцатидвухлетний московский режиссер-литовец Миндаугас Карбаускис действует в искусстве по иным законам. Публику за дуру не держит и на драматургический ширпотреб не оглядывается; непростые задачи ставит не только перед собой, но подчас и перед зрителями, требуя сосредоточенности и душевных усилий. Помимо отчетливо выраженного мировоззрения и уверенного режиссерского почерка, в сценических работах Карбаускиса от раза к разу все больше проступает какая-то чрезвычайно привлекательная, вызывающее уважение несуетность. Инсценировать и переводить на театральный язык романы лауреата Нобелевской премии Уильяма Фолкнера, сотканные из потоков воспаленного сознания его многочисленных героев, неимоверно сложно. Карбаускис не устрашился, как не устрашился десять лет назад его учитель по ГИТИСу Сергей Женовач, поставивший со студентами курса Петра Фоменко незабываемый, перепахивающий душу спектакль «Шум и ярость». В сдержанной постановке Карбаускиса значительно меньше «шума», почти минимум «ярости» и, как это ни странно, заложена изрядная доля юмора, временами, правда, граничащего с черным. Тем не менее, одна из важных фраз фолкнеровского романа «Шум и ярость» (1929) с легкостью может быть перенесена в «Когда я умирала» (1930), оказавшись к месту и здесь: «Человек это совокупность его бед». Впрочем, в «Когда я умирала» имеется свое ключевое изречение: «Смысл жизни приготовиться к тому, чтобы долго быть мертвым». Полагаю, все уже догадались, что в избыточной жизнерадостности Фолкнера упрекнуть едва ли удастся, да и весельчаком его не назовешь ни при какой погоде? Наверное, точнее было бы перевести заглавие романа, как «Пока я лежала мертвая», поскольку умирающая героиня Адди Бандрен (Евдокия Германова) отходит-таки вскоре после начала повествования, и дальнейшие события разворачиваются вокруг ее остывшего тела. Семья бедняков Бандренов (отец, четыре сына и дочь) пытаются вопреки стихиям и здравому смыслу выполнить волю покойной и похоронить ее в сорока милях от их деревушки. Разливается река, рушатся мосты, гибнут мулы, идут дни, труп разлагается и напоминает о себе отвратительным запахом; старший сын ломает ногу, другой впадает в ярость от потери любимого коня, третий пытается спалить гроб с телом матери, младший все чаще демонстрирует умственные отклонения, семнадцатилетняя дочь обнаруживает, что ждет ребенка, а беззубый неудачник, глава семьи Анс Бандрен (Сергей Беляев) маниакально требует одного: разваливающаяся повозка с гробом и детьми должна двигаться в сторону намеченной цели. Так минует девять дней. Злосчастие подступает к каждому из героев все ближе («злосчастие» словечко Фолкнера), а умершая Адди незримо для живых наблюдает за ними с тем же бесстрастием, с каким делала это при жизни и лежа на смертном одре. В спектакле маленькая фигурка Адди-Германовой бесплотными, легкими шажками постоянно перемещается по сцене и вдруг, бесшумно замерев на месте, настороженно прислушивается к чьим-то речам. Лишь однажды она позволит себе разразиться негромким, но неожиданно многословным для столь хрупкого и изнуренного существа монологом. Судя по этой практически безупречной с театральной точки зрения постановке, становится еще очевиднее, чем раньше, что стык жизни и смерти занимает Миндаугаса Карбаускиса много сильнее, нежели тема пожизненного и посмертного злосчастья (или любая другая). Надо признать, что текст Фолкнера дает все основания для подобного режиссерского исследования. Пресса Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014 Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014 Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014 Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014 «Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014 Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013 Олег Табаков расскажет детям всю правду, телеканал «Дождь», 3.07.2013 Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013 МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013 Документальный фильм «Жизнь Станиславского глазами МХТ имени Чехова», телеканал «Москва 24», 2.02.2013 В МХТ имени Чехова Василий Бархатов представил спектакль «Новые страдания юного В.», видеосюжет телеканала «Звезда», 26.01.2013 Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013 Юбилей Станиславского начали за здравие, а кончили за упокой, Марина Шимадина, Известия, 18.01.2013 К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013 Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013 150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012 Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012 Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012 Рената Литвинова vs. Марлен Дитрих: «Свидетель обвинения» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.06.2012 Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012 «Каренин». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 6.03.2012 «Бог с теми, кто храбрее
», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012 В МХТ поставили роман Толстого от лица Каренина, Алла Шевелева, Известия, 20.02.2012 Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012 В МХТ имени Чехова состоится премьера спектакля «Каренин», видеосюжет телеканала «Звезда», 3.02.2012 Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011 Михаил Шишкин увидел, как его произведение воплотили на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 16.12.2011 Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011 «Письмовник». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 3.11.2011 «Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011 Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006 Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006 Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004 Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004 Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004 Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004 На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004 Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004 Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004 Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003 Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003 Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003 Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003 Синхронное плавание, Итоги, 1.07.2003 Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003 Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002 Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002 Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002 Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002 На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер |