Имена | Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Последние спектакли МХАТа имени Чехова и Театра Олега Табакова узаконили на московском театральном поле новое режиссерское имя. В двух табаковских театрах недавний студент РАТИ Миндаугас Карбаускис поставил соответственно «Старосветских помещиков» Гоголя и «Долгий рождественский обед» Торнтона Уайлдера.Пьеса Уайлдера (Tornton Wilder) редкий образец великой драматургии: ее трудно испортить. Рождественскому обеду уподоблена сама жизнь, и вокруг стола с традиционной индейкой собираются члены обычной американской семьи. Уайлдер убыстряет ход событий, и в одну пьесу вмещает жизнь четырех поколений. Действие перескакивает от одного Рождества к другому, люди рождаются, взрослеют, старятся и умирают на глазах у зрителей. Судьбы повторяются и не повторяются, слова повторяются и меняются, неизменной остается лишь смерть. Дом, только обживаемый в начале пьесы новыми владельцами, к концу пустеет и вымирает. Зато где-то в другом новом доме начинается другая жизнь. Уайлдер смотрит на неотменимый закон бытия без сентиментальных слез, но со смирением, печалью и, что очень важно, с незаурядным драматургическим мастерством. В этой безысходной истории ученик Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис очень точно нашел соотношение конкретного и абстрактного. Актеры «Табакерки», в свою очередь, откликнулись точным исполнением. Многие из них играют по две роли, возвращаясь в мир через поколение. Иногда они играют подробно, но не настолько, чтобы завязнуть в бытовых диалогах. Иногда формально и холодно, но не до такой степени, чтобы засушить эту простую и пронзительную историю до состояния костлявой притчи. Впрочем, сама смерть тут персонифицирована в неподвластной времени служанке: она сама деловито приносит в дом новорожденных детей, чтобы много позже бесстрастно притворить за ними двери в небытие. Черные створки слева от почти пустой темной сцены терпеливо ждут входящих. Они как магнит для героев Уайлдера, но каждый из персонажей приближается к ним по-своему: кто-то упрашивает об отсрочке, кто-то впрыгивает с разбегу, кто-то по-старчески тихо ищет выхода. Уже ради того, чтобы Сергей Беляев мог сыграть старика, сосредоточенно ощупывающего пространство, прежде чем найти дверь и с незаметным вздохом войти в нее, нужно было поставить «Долгий рождественский обед», одно из самых зрелых и осмысленных представлений нынешнего сезона. Карбаускис так увлекся темой смерти, что сделал ее главной и в «Старосветских помещиках» на только что открытой новой сцене чеховского МХАТа. Гоголевская повесть в руках этого наследника традиций литовского метафоризма почти лишилась всяческого патриархального умиления. Ставших нарицательными старосветских помещиков играют Полина Медведева и Александр Семчев (рекламное лицо пива «Толстяк»), но они режиссером уравнены в правах с многочисленной дворней. Девки и парень некоторое время разыгрывают полустуденческие этюды на заданные темы, пока вдруг не оказываются по воле режиссера могильщиками подобно уайлдеровской служанке, только гораздо веселее. После смерти несчастной Пульхерии Ивановны молодая челядь буквально сводит в могилу дородного, жизнелюбивого Афанасия Ивановича. Он следует за женой не от тоски, не от одиночества. Гоголевский старик становится просто жертвой все той же равнодушной силы, которая в данном случае вдруг принимает облик симпатичной поначалу дворни. В концептуальной жесткости Карбаускису не откажешь, хотя в случае с Гоголем правильнее говорить не о содержательном, полноценном спектакле, а об упражнении на податливость литературного материала режиссерскому решению (с этим получилось не больше, чем на три с плюсом). Заодно еще и на способность стилизовать самобытную и плохо поддающуюся огранке актерскую фактуру, какой обладает господин Семчев. Плюс на умение вдруг показать удачным крупным планом хорошую актрису (в данном случае госпожу Медведеву), которой много лет давали неверный репертуар. Последние задачи выполнены на пять. Скажем, с минусом лишь для того, чтобы не перехвалить удачно начинающего режиссера. Олег Табаков, который некоторое время назад любил порассуждать о возврате актерского театра и кризисе театра режиссерского, на деле подает прочим театральным олигархам положительный пример. Режиссеров надо выращивать на практике, с небес они не падают. Хотя Литва, кажется, в данном случае может быть уподоблена небесам: талантливых режиссеров она поставляет сцене с завидной регулярностью. Пресса Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014 Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014 Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014 Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014 «Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014 Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013 Олег Табаков расскажет детям всю правду, телеканал «Дождь», 3.07.2013 Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013 МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013 Документальный фильм «Жизнь Станиславского глазами МХТ имени Чехова», телеканал «Москва 24», 2.02.2013 В МХТ имени Чехова Василий Бархатов представил спектакль «Новые страдания юного В.», видеосюжет телеканала «Звезда», 26.01.2013 Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013 Юбилей Станиславского начали за здравие, а кончили за упокой, Марина Шимадина, Известия, 18.01.2013 К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013 Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013 150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012 Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012 Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012 Рената Литвинова vs. Марлен Дитрих: «Свидетель обвинения» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.06.2012 Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012 «Каренин». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 6.03.2012 «Бог с теми, кто храбрее
», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012 В МХТ поставили роман Толстого от лица Каренина, Алла Шевелева, Известия, 20.02.2012 Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012 В МХТ имени Чехова состоится премьера спектакля «Каренин», видеосюжет телеканала «Звезда», 3.02.2012 Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011 Михаил Шишкин увидел, как его произведение воплотили на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 16.12.2011 Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011 Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011 «Письмовник». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 3.11.2011 «Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011 Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006 Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006 Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004 Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004 Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004 Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004 На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004 Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004 Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004 Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003 Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003 Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003 Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003 Синхронное плавание, Итоги, 1.07.2003 Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003 Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002 Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002 Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002 Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002 На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер |