Имена | «Выход хорошей книги это общий праздник»Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024 13 апреля в портретном фойе Московского Художественного театра прошла презентация книги «Николай Ставрогин» на сцене Московского художественного театра. 1913“. Это книга-исследование, собрание материалов о выпуске знаменитого спектакля Владимира Немировича-Данченко, подготовленное научным сектором Школы-студии МХАТ и Музеем МХАТ. Спектакль Николай Ставрогин“ по роману Федора Достоевского Бесы“ вышел в МХТ в 1913 году и стал событием не только театральным, но и историческим, и даже несколько скандальным. Это была первая инсценировка Бесов“ в России. И премьера Немировича-Данченко еще до первого показа собрала вокруг себя огромное количество разнообразной критики и спровоцировала серьезную полемику: самым известным прецедентом стали статьи Максима Горького, обвиняющие спектакль и его создателей в общественно-вредной задумке. Русская действительность пересыщена страданием, в ней достаточно реального горя“, – писал Горький. Иную позицию заняли Станиславский и Немирович-Данченко, желавшие вынести прозу Достоевского на сцену и через нее раскрыть новые возможности театра. Немирович целенаправленно изъял все политическое из этого спектакля и оставил только трагедию Ставрогина, трагедию человека и его веры. Но в тот момент Горький все же оказался прав: постановка не просуществовала в театре и года. Началась Первая Мировая война, и Николай Ставрогин“ исчез из репертуара, став слишком мрачным и пессимистичным для своего времени спектаклем. Книга, выпущенная научным сектором Школы-студии и Музеем МХАТ, раскрывает читателю эти события 1913-го года через письма, статьи и эссе современников постановки. Здесь встречаются тексты Дмитрия Мережковского, Николая Бердяева, Сергея Булгакова и, конечно, сердитые письма Максима Горького. Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, открывая презентацию книги, поделился мыслями о значении преемственности того опыта основателей Художественного театра: Какую тему не возьмешь в нашем театре – обо всем можно снимать кино! И эта книга, конечно же, рассказывает о том, что происходило с великими людьми тогда, с теми, кто для нас – иконы! Они завидовали, они страдали… У меня всегда мурашки, когда я вспоминаю, что эти люди, фамилии которых мы читаем на портретах, ходили здесь, творили в этом пространстве!“ Основную часть издания занимает сама инсценировка Бесов“, которая объясняет инновационные идеи Немировича-Данченко.Те, что представил именно в этом спектакле: работая со сложной прозой, режиссер не расставался с повествовательной частью текста, а вводил образ чтеца, что позволяло сохранить уникальный стиль Достоевского вне диалогов. Также книга сопровождается иллюстрациями, а точнее эскизами Мстислава Добужинского к спектаклю и фотографиями актеров в образах. Многие гости торжественной презентации отметили красочность нового издания: театровед Алексей Бартошевич назвал красную обложку цветом запекшейся крови. Крови, естественной для спектакля, ассоциируемого с революцией и начинающейся войной, и символизирующей все то, что так волновало самого Федора Михайловича Достоевского. Этому вторит и заведующая научным сектором Школы-студии МХАТ Инна Соловьева: Прямо скажем, какое мучительное соединение, когда на одну и ту же страну падают сразу два писателя с мировым масштабом – Толстой и Достоевский, – обращение Инны Натановны прочел на презентации книги Игорь Золотовицкий. – Толстой сопровождал Художественный театр с самого начала его возникновения, был его путеводной звездой. Толстовская бескомпромиссность, его «жизнь не во лжи» – то, чем художественники мерили свои искания в искусстве. У Достоевского путь был более мучительным, тернистым. Но его уровень провозвестия разлада нации был столько же необходим во внутреннем строе театра, который также был выразителем национального начала. Им был внятен тот разлад миров, который, собственно, и запечатлен в великой прозе Достоевского. Страшно запечатлен и страшно предсказан… Выход книги 110 лет спустя кажется мне событием обнадеживающим. Я поздравляю создателей книги, поздравляю вас всех, потому что выход хорошей книги – это общий праздник“. Завершила мероприятие, посвященное выходу нового издания автор-составитель книги, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина: Спектакль Немировича-Данченко, его место, его тайные мысли и что это значило для России – я поняла все это только тогда, когда стала этим заниматься. Я осознала, что, когда в МХТ ставили Достоевского, он еще не был иконой, он не был великим писателем. Он стал таким, потому что к нему прикоснулся Художественный театр“. В финале Ольга Владимировна поблагодарила всех причастных к выпуску Николая Ставрогина…“ и отметила, что научный сектор уже с нетерпением ждет выхода книги о другом известном спектакле Немировича-Данченко по великому роману Достоевского – Братья Карамазовы“. Оригинал статьи и фоторепортаж Пресса «Выход хорошей книги это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024 Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024 От Станиславского до Табакова: пять главных вех в 125-летней истории МХТ, Елизавета Авдошина, Марфа Бубнова, Forbes, 26.10.2023 К 125-летию МХТ Главархив Москвы выпустил книгу об истории основания театра, mos.ru, 26.10.2023 125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023 Московская династия: Немировичи-Данченко, Евгения Гершкович, Москвич, 22.11.2021 МХАТ в эвакуации в Тбилиси: «Счастье было столь огромно, что мы забывали о войне», Александра Оболонкова, Sputnik (Грузия), 8.05.2021 МХАТ в эвакуации в Тбилиси: «Счастье было столь огромно, что мы забывали о войне», Александра Оболонкова, Sputnik (Грузия), 5.05.2020 «Художественный театр. Энергия места»: кабинет Вл. И. Немировича-Данченко, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 21.04.2020 Соломон Волков: Как открывался МХТ имени Чехова, Сноб, 5.10.2019 Константин Сергеевич и Владимир Иванович не могут сговориться
, Марина Токарева, Новая газета, 24.03.2019 Театр, которого не было: «Ганнеле» Константина Станиславского, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.03.2019 «Исключительное счастье человека — быть при своём постоянном любимом деле»: 160 лет со дня рождения Немировича-Данченко, RT на русском, 23.12.2018 Невидимый дар: почему нельзя забывать о Немировиче-Данченко, Влад Васюхин, Известия, 23.12.2018 Внутреннее правило Немировича-Данченко, Василий Немирович-Данченко, ТАСС, 21.12.2018 «Футуризм с родословной», Борис Любимов, ТАСС, 26.10.2018 Немирович-Данченко: искусство компромисса, Александр Попов, Театр, 14.11.2017 Спектакль о Владимире Немировиче-Данченко отметил 25 лет, Валерия Олюнина, Армянский музей Москвы и культуры наций, 16.10.2017 Сбор труппы МХТ им. А. П. Чехова, 2014 г., телеканал «Театр», 25.09.2014 Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко открыли в Камергерском переулке, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2014 В Москве открылся памятник Станиславскому и Немеровичу-Данченко, видеосюжет Общественного Телевидения России, 3.09.2014 В столице открыли памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, видеосюжет Первого канала, 3.09.2014 В Москве открыли памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2014 В центре Москвы открыли памятник основателям Московского Художественного театра, видеосюжет Первого канала, 3.09.2014 Театральный бог любит троицу: МХТ открыл памятник своим основателям, Мария Раевская, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 3.09.2014 Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко открыли в Москве, РИА Новости, 3.09.2014 Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко открыт в Камергерском переулке, сайт Департамента градостроительной политики города Москвы, 3.09.2014 В центре Москвы открыли памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, ИТАР-ТАСС, 3.09.2014 Гении и злодеи. Владимир Немирович-Данченко, телеканал «Культура», 13.04.2014 Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко может появиться в Москве, РИА-Новости, 14.11.2012 «Живёшь в таком климате» авторский цикл Анатолия Смелянского к 150-летию А.П. Чехова, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 2010 Мой серебряный шар. Вл. И. Немирович-Данченко, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 Демиурги подмостков, Меценат и Мир |