Имена | Расскажи нам о зеленом поросенкеОлег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Если вам станут рассказывать, что Кирилл Серебренников выпустил психологический триллер и организовал на малой сцене МХТ театр жестокости, не верьте. В спектакле «Человек-подушка» по пьесе Мартина Макдонаха К. С. предстает режиссером чувствительным, готовым всякий час над вымыслом облиться слезами, хотя бы и кровавыми. Ирландец Мартин Макдонах, сжимая квадратные челюсти, глядит с программки МХТ им. Чехова победительно и сурово: московская сцена взята блицкригом пять постановок за сезон. Рядом на странице биография не слабее тарантиновской: сын строителя и уборщицы, школу не закончил, десять лет жил на пособие по безработице, писал, мужественно наплевав на то, что первые два десятка его драматических сочинений были отвергнуты редакциями теле- и радиовещания. Зато начиная с пьесы «Королева красоты из Линэна» (1997) безоговорочный триумф по обе стороны Атлантики, в Вест-Энде и на Бродвее. Признание придирчивой критики, премии «Тони» и Лоуренса Оливье. Последняя как раз за «Человека-подушку», историю с кафкианским зачином, ловкой игрой в жанровые поддавки и встроенной техникой страшных сказок про маленьких детей, умирающих разнообразной насильственной смертью. Сказки сочиняет писатель по имени Катуриан К. Катуриан, с которым мы знакомимся на допросе в следственном учреждении некой восточноевропейской тоталитарной страны. Два следователя бывалый алкоголик и молодой истерик раскалывают литератора на предмет связи его творчества с убийствами детей, повторяющими сюжеты Катуриановых рассказов. В соседней камере сидит слабоумный брат писателя, которому тот читал свои сказки на ночь. Сила слова, натурально, убийственна. Отговорки в духе Владимира Сорокина (насчет того, что литература это просто буквы на бумаге) следствием не принимаются. Другое дело детская психотравма, с этим надо считаться. У самих дознавателей, между прочим, тоже было трудное детство. И никому из них не встретился главный персонаж Катуриана, Человек-подушка, мягко уговаривающий детей, которым в жизни предстоит много мучений, умереть как можно раньше. Серебренников начинает хлестко: Анатолий Белый (Катуриан), Сергей Сосновский и Юрий Чурсин (следователи) безупречно, на раз-два-три разыгрывают допрос с пристрастием прожектор в лицо, кулаки на взводе, кровавая юшка на белой кафельной плитке, которой сценограф Николай Симонов привычно вымостил и стены, и пол. Для разгона то, что надо. А дальше режиссер включает фантазию, и действие быстро переводится за грань добра и зла: кровавые мальчики и девочки из сочинений Катуриана перестают быть фигурками речи, являются во плоти, ложатся в белых ночнушках на белые кроватки и поливают себя пурпурной краской из горшочка. Тому факту, что в единственном у Катуриана рассказе со счастливым концом речь идет о маленьком зеленом поросенке, мы обязаны появлением на сцене бутафорских свиных туш. Будет вам и девочка на кресте, потому что один из типичных рассказов Катуриана, послуживший сценарием для преступления, называется «Маленький Иисус». Это не банальная иллюстрация и даже не эпатаж дурным вкусом. Просто, как выражаются искусствоведы со стажем, художник верен себе покойники у Серебренникова любят вылезти из шкафа и остранить действие какой-нибудь клоунадой. В «Человеке-подушке» эти репризы разыграны (внимание, трактовка «Ведомостей»!) не для публики, глядящей на кровавых малышей с некоторым недоумением, а для того самого слабоумного брата, который любил слушать сказки на ночь и которого, полуспустив штаны и старательно сюсюкая, изображает в спектакле Алексей Кравченко. Если где-то такие картинки и уместны, то разве что в голове этого персонажа, лишенной всякого понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но в этом и состоит пафос мхатовского спектакля. Нелепый детский гиньоль, в который превращаются на сцене рассказы Катуриана, имеет не меньшее право на существование, чем любое другое творчество. Потому что творчество, верит К. С. , бесценно независимо от этики и эстетики, качества и содержания. Цветочки добра ли, зла все равно цветочки. Вымысел важнее реальности хотя бы потому, что красочнее. Дебил тоже интерпретатор, причем самый вдохновенный и непредсказуемый. И да - рукописи не горят. Даже та, что о маленьком зеленом поросенке. Пресса В Москве простились с артистом Сергеем Сосновским: видео прощания, Московский комсомолец, 7.07.2022 Константин Хабенский и Константин Богомолов проводили в последний путь Сергея Сосновского, StarHit, 6.07.2022 Саратовская душа МХТ. Ушёл из жизни Сергей Сосновский, Филипп Марков, Barb24, 5.07.2022 Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022 «Душа нашего спектакля». Коллеги о Сергее Сосновском, ТАСС, 4.07.2022 Боролся до последнего. Дочь и коллеги из Саратова о Сергее Сосновском, Аргументы и факты (Саратов), 4.07.2022 Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022 «Начинающий худрук». Сергей Сосновский о Константине Хабенском, Известия, 11.01.2022 Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 Фоторепортаж Виктора Крамера с репетиций спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», 7.06.2021 Премьера в Московском Художественном театре – спектакль «В окопах Сталиграда», видеосюжет Ticketland.ru, 26.05.2021 И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 «В окопах Сталинграда»: Сергей Сосновский, Медиацентр МХТ, 8.05.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «В окопах Сталинграда», видеосюжет ОТР, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Сергей Сосновский: «Разве можно исчерпать тему отцов и детей?!», Денис Сутыка, Культура, 28.01.2020 Буклет к юбилею Сергея Сосновского (pdf), 9.01.2020 Покоривший столицу неврастеник. К юбилею Сергея Сосновского, Филипп Марков, Babr24.com, 1.01.2020 Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019 Сергей Сосновский: «Раздавят человека и ничто в их душах не шелохнётся», Александра Антонова, Театрал, 11.10.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Венецианский купец в МХТ – о многогранном Шейлоке Сосновского, Андрей Дворецков, Э Вести, 4.08.2019 Встреча Майкла Добсона с артистами и режиссёром спектакля"Венецианский купец. Фото Екатерины Цветковой, 30.06.2019 Полный Цахес, Марина Токарева, Новая газета, 23.06.2019 «Венецианский купец». Неклассическая премьера в МХТ, Мария Куликовская, LOCALDRAMAQUEEN, 20.06.2019 В МХТ имени Чехова новый спектакль «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019 «Человек-подушка» — страшная сказка Мартина МакДонаха и Кирилла Серебренникова, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.01.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Один вариант на миллион, Александр Малюгин, Аргументы недели, 18.02.2016 На открытии МХТ им. Чехова Табаков назвал русских артистов нахалами. Фоторепортаж Кирилла Искольдского, Московский комсомолец, 2.09.2015 Трагический клоун, Светлана Хохрякова, Театральная афиша, 24.12.2014 9 вопросов для Сергея Сосновского, Пресс-служба МХТ, 6.11.2014 Фоторепортаж: «Человек-подушка» на фестивале М. МакДонаха в Перми. II действие, Дмитрий Кириченко, 14.10.2014 Фоторепортаж: «Человек-подушка» на фестивале М. МакДонаха в Перми. I действие, Дмитрий Кириченко, 14.10.2014 Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014 В Пермь приехала труппа актеров МХТ им. А. П. Чехова, РБК Пермь, 14.10.2014 «Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014 МХТ имени Чехова продолжает знакомить свою публику с французским театром, телеканал «Культура», 19.12.2013 Люди и премьеры. «Зойкина квартира» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 09.2012 Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012 Кирилл Серебренников поселил в «Зойкину квартиру» оппозиционеров, видеосюжет телекомпании «Мир», 16.06.2012 Салон, бомонд и проходимцы: премьера «Зойкиной квартиры» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 9.06.2012 Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009 Люди и премьеры. «Иванов» Юрия Бутусова, телеканал «Театр», 11.2009 Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков: «Дети и внуки наводят на мысли о бессмертии», Елена Ямпольская, Известия, 10.01.2007 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005 КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 |