9 июня в зрительном зале театра собрался, вероятно, весь коллектив. Во всяком случае, были заполнены и партер, и амфитеатр. Представляя нового художественного руководителя, министр культуры РФ Михаил Швыдкой сказал: «Изучив пожелания худсовета МХАТа им. Чехова и широкое мнение театральной общественности, мы приняли решение остановиться на кандидатуре Олега Табакова. Он - человек мхатовского корня был непосредственным участником всех процессов, связанных с развитием этого театра, начиная с Современника“, до сегодняшнего дня являлся ректором Школы-студии МХАТа. Так как по трудовому законодательству глава театра не может совмещать две эти должности, О. Табаков освобождается от ректорской работы, однако остается художественным руководителем Школы-студии. Исполняющим обязанности ректора вплоть до выборов новой кандидатуры назначается Анатолий Смелянский. Все общее руководство в театре будет осуществляться Олегом Табаковым. При этом директор Вячеслав Ефимов сохранит свою должность. Надеюсь, этот ответственный выбор оправдает себя и не будет осмеян историей».
Олег Табаков, начиная свою «тронную» речь, отметил, что озабочен в данный момент не столько высокими материями, сколько презренной прозой. Первое, что, по его мнению, надо сделать, это привести в порядок закулисную часть, чтобы можно было нормально заниматься профессией. Под «закулисной частью» в этой связи надо понимать не только состояние цехов и сценической техники, а главным образом атмосферу и дисциплину, царящие в незрительской части МХАТа. Дисциплина стала вторым пунктом табаковской речи. Новый худрук заявил, что нарушившие ее не будут работать в театре. Третьей по важности задачей, по мнению Табакова, является заполнение зрительного зала. Пришлось констатировать, что большинство мхатовских спектаклей проходит при полупустых залах. В этой связи надо подумать о репертуарной политике и, не ориентируясь на низменные вкусы, все же начать учитывать зрительский спрос. Табаков отметил, что есть репертуарные идеи, завещанные Олегом Ефремовым. Но, если в театре будут идти плохие спектакли, это нанесет памяти Ефремова непоправимый ущерб. Поэтому для работы должны привлекаться интересные режиссеры, а роли распределяться разумно и убедительно. Хорошо бы, заметил также новый худрук, начать зарабатывать деньги и увеличить зарплаты. Для этого предполагается привлечь внебюджетные источники финансирования.
В заключение О. Табаков заметил, что, как человек честолюбивый, дает себе полтора года испытательного срока, в течение которого поймет, идут ли его начинания на пользу дела. Если нет, то он сложит с себя полномочия. При этом руководство Табакеркой оставляет за собой, так как дела там налажены, а репертуар сверстан на год вперед.
А. Смелянский в своем слове заверил, что задача Школы-студии стать звеном триады театр-школа-музей и воплотиться в мощный культурно-образовательный институт.
Жесткая и сдержанная речь нового худрука была встречена сдержанными, в меру дружными аплодисментами зала. По первому впечатлению, во МХАТе им. Чехова действительно наступают новые времена. Намеченные ориентиры лишены привычного мхатовского романтизма и в своей деловой части, возможно, задевают традиционную имперскую гордость коллектива. Однако бывают моменты, когда прозаические требования дела и порядка становятся вопросом жизни и смерти. Кажется, сейчас как раз такой случай.