Сегодня МХТ им. Чехова открывает свой новый сезон 111-й по счету. Но юбилейному настроению худрук Художественного театра Олег Табаков предпочитает исключительно деловое. Во всяком случае на сборе труппы, который пройдет в МХТ сегодня днем, он намерен сделать несколько громких заявлений. Накануне обозреватель «МК» встретился с Олегом Павловичем.
Табаков ест в кабинете столько дел, что нет времени сбегать в буфет. Стол завален бумагами, в приемной очередь.
- Олег Павлович, что первое скажете труппе про сезон-2008-2009?
Сезон более или менее приметный с исторической точки зрения все-таки 110 лет Художественному. И хотим мы того или нет, но надо отметить: театру возвращена рабочая форма, театр получил царский подарок от Путина единственную в Москве сцену, оснащенную в духе XXI века. А это значит, что созданы реальные условия для того, чтобы и тут я, наверное, скажу самые важные слова заняться искусством.
- То есть вы хотите сказать, что до этого занимались чем-то другим?
В недостаточной мере. В новом сезоне необходим действительный поиск, пробы вплоть до риска, до поражений, до открытий. Мне нужно отыскать хоть откуда-нибудь еще пять-шесть молодых режиссеров. То есть поставить на крыло поколение, которое себя всерьез заявило на «Коньке-Горбунке». В этом смысле буду считать, что долг я свой выполнил. Ведь, согласись, когда дом богат, когда евроремонт, книги с золотым тиснением, картины по стенам, а детей нет, неуловимо-терпкий запах тухлятины наличествует. Я поставил в этом сезоне еще одну наполеоновскую задачу это строительство филиала театра. Есть понимание и поддержка первого вице-премьера Игоря Шувалова.
- А где же будет филиал?
Вот здесь же, напротив, в Камергерском переулке. Видишь двухэтажный особняк? Несколько лет назад здесь существовал некий инвестиционный проект строительства досугового центра. Теперь он будет иметь государственный статус, и МХТ в нем де-юре принадлежат три тысячи квадратных метров. Надеюсь, государство к ним добавит еще 6-7 тысяч, и таким образом мы будем иметь филиал. Что в нем? Сцена на 600 мест, зал-трансформер на 400 мест. Там же должна быть библиотека, там же - маленький кинозал, куда люди, если они придут с улицы, смогут за маленькие деньги взять на носителе спектакль МХТ, современного или старого.
- «И не жирно Табакову еще и филиал?» спросят ваши коллеги. У вас и так площадей хватает Малая сцена, Новая?
В этом случае Малая сцена отойдет Школе-студии МХТ как учебная, а Новая построена на подаренный лично мне миллион долларов. И не их собачье дело знать, куда я вкладываю свой миллион. Я идею с филиалом не только не оставляю, он - жизненно необходим. Ведь сегодня молодые сопляки выходят на большую сцену два-три раза в месяц, а должны выходить десять. Они растут, приращивают свое умение только тогда, если напрямую работают с людьми, умеющими играть. Актерское ремесло передается только из рук в руки, и никакие заочные обучения, лекции, мастер-классы этому не учат. Это все блеф, если не сказать хуже.
- Какой отрицательный опыт вы не хотели бы повторить из прошлого сезона?
Из-за ремонта, который продолжался практически два года, нарушился нормальный ритм работы театра. Раньше мы выпускали 10-12 спектаклей в год. Ремонт из 20 месяцев сожрал 10, и мы выпускали по 5 спектаклей. В этом сезоне я думаю этот привычный «вывих» исправить.
- Переходим к конкретным планам?
Что будет? «Трехгрошовая опера» Брехта (Брехт никогда не шел на сцене этого театра, а значит, это риск). Адольфу Шапиро заказана пьеса по «Обрыву» Гончарова, а Владимиру Петрову инсценировка по Уальдеру. Будут работать режиссер Александр Морфов, режиссер из Франции Лаводан будет ставить «Соломенную шляпку» Лабиша. Дальше идут: «Иванов» Чехова или же работа по Горькому с режиссером Бутусовым. По мечтаниям моим «Царь Федор» с Димой Назаровым и Женей Мироновым в главных ролях.
- С Мироновым? Он уже дал согласие ведь у него же собственный театр, съемки и т.д.?
Конечно, он заинтересован.
- Значит, можно говорить о том, что поставлена точка в конфликте, случившемся между Табаковым и Мироновым два года назад из-за театра Корша?
Я, по-моему, единственный, кто с самого начала сказал, что никакого конфликта с моим учеником быть не может. Никаких претензий на сцену театра Корша, переданную Жене Миронову, у меня не может быть. Я хочу, чтобы был филиал, а где он будет, я решу сам. Возвращаемся к планам: ведутся переговоры с режиссером Эренбургом, немецким режиссером Юргеном Гошем. Евгений Писарев думает ставить «Пиквикский клуб», а Николай Скорик уже работает над «Метелью» Сигарева. Это такая программа на два года.
- Самый дорогой проект прошлого сезона «Конек-Горбунок» обошелся МХТ в 25 миллионов рублей. В этом сезоне какой спектакль будет стоить столько же?
«Трехгрошовая опера». Есть такой дурацкий термин, я ввел его для себя: «собираемость зрительного зала». Это означает одно: кто должен быть занят в спектакле, чтобы спектакль был продан как аншлаговый. В России, как и сто лет назад, ходят не на режиссеров, а на артистов. Поэтому надо быть ответственным перед людьми, зарабатывающими деньги, заботливо и рачительно их использовать.
- Вот, кстати, о звездах, зарабатывающих деньги. Состоится ли в конце концов спектакль «Отелло» с Дмитрием Дюжевым, закрытый в прошлом сезоне?
Не будет. Там концы с концами не сходились, и замысел шел наперекос с основным смыслом пьесы.
- Какое медийное лицо пополнит труппу МХТ в новом сезоне?
Я думаю, это будет Николай Чиндяйкин. Он уже у нас сыграл Фирса в «Вишневом саде» и будет занят в «Трехгрошовой опере».
- Может, еще и Никиту Михалкова пригласить, кстати, классного артиста?
Ты знаешь, ведь у меня спина подвалом защищена (имеется в виду «Табакерка»). Если кого в МХТ не хватает, я запустил руку в мешок и выхватил оттуда.
- Вот Владимир Машков? Вернется ли он в театр и будет ли ставить в МХТ?
Он думает. Думает серьезно. Может, сомневается, тревожится, что давно не брал в руки шашку, семь лет прошло, но - думает.
- Олег Павлович, будут ли повышаться цены на билеты, которые и так на большинство ваших спектаклей трудно достать?
Цены минимальные повышаться не будут. Таких билетов у нас 15%. На Новой сцене билеты никогда не будут дороже 250 рублей. И не надо забывать, что у Художественного театра есть серьезная программа бесплатного показа спектаклей для студентов.
- И все-таки хочу уточнить: на 85% билетов вы будете поднимать цену?
В этом сезоне во всяком случае нет.
- Долгожданная «Синяя птица» в постановке Дмитрия Чернякова она все-таки «долетит до середины Днепра», т.е. МХТ?
Знаешь, я предпочитаю теперь, после двухлетнего сватовства, чтобы девушка представила мне доказательства своего увлечения.
- Какое место в этой обширной программе нового сезона вы отводите артисту, а не худруку Табакову?
В МХТ не знаю, здесь у меня другие заботы. А в «подвале» я буду играть в «Женитьбе Фигаро».
- Вы - граф?
Да, граф. В сочетании с Пеговой Сюзанной, Безруковым Фигаро и Зудиной графиней может получиться довольно интересный клубок. В общем, все идет нормально, поступательно. У кого-то это вызывает или раздражение, или непонимание, но дело идет своим чередом. И оно рассчитано не на мою карьеру, а на то, что не на мне жизнь заканчивается. Если филиал построю это означает, что я выиграл это поколение. Нет, не я, а мы все. И моя совесть будет чиста.