Олег Табаков: «Я- профессионал, находящийся пока в хорошей рабочей форме»
Ольга Романцова, Газета, 2.09.2009
Вчера в МХТ имени Чехова прошел сбор труппы театра. Его художественный руководитель и директор Олег Табаков объявил, что нынешний, 112-й сезон пройдет под знаком классики. Первая премьера «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева, которую репетирует режиссер Марина Брусникина, намечена на 7 ноября. О новых работах и планах на сезон Олега Табакова расспросила корреспондент «Газеты» Ольга Романцова.
Олег Павлович, как вы обычно составляете планы на сезон? Загодя все продумываете или принимаете решения спонтанно, доверяя своей интуиции?
Мысли мне в голову приходят редко. Часто, не встретив никого, они так и уходят. Это я шучу. Конечно, есть какие-то наметки. Мне очень интересно, когда актеры МХТ вдруг поворачиваются сторонами неизведанными, о которых вы иногда даже и не подозреваете. Ну кто из вас, критиков, думал, что Миша Пореченков будет так хорошо играть Позднышева в «Крейцеровой сонате?» Никто. Могу и другие примеры привести. На самом деле то, о чем я сказал, самое интересное в театре. Это, а не серьезность замысла и не высота художественного мечтания. Скучно рассказанная история никакой серьезности замысла не оправдает. Не хочу никого обижать, но на своей памяти я много таких спектаклей видел. По-другому надо. Легче, проще. Помните, как у Пушкина: «И легкой ножкой ножку бьет». Вот и все.
В нынешнем сезоне государство сокращает дотации на культуру. МХТ от этого не пострадает?
Вы, наверное, ждете, что я буду жаловаться? Никаких сетований и жалоб относительно трудностей жизни вы от меня не услышите. Цвет моего лица лучший ответ на все ваши вопросы. Почти за две недели до начала наших гастролей в Санкт-Петербурге (они по традиции пройдут с 9 по 21 сентября. «Газета») около 80% билетов было продано. Наверное, будут проданы и оставшиеся 20%. Художественный театр вызывает странный интерес у зрителей. Они как покупали билеты на его спектакли, так по-прежнему и продолжают их покупать. Не знаю, интересуетесь ли вы тем, как посещаются театры в Москве. По-моему, конец прошлого сезона был для многих очень серьезным предупреждением.
Интерес зрителей к театру сильно снизился?
Я бы сказал катастрофически. Но нас как-то Бог милует. Я не хочу детерминировать, в чем тут дело. Пусть зрители и определят. Скажу больше: 580 театров, которые содержит российское государство, ему не в подъем. У Бухарина есть такое оскорбительное саркастическое замечание: «Равенство всех в нищете». Не знаю, знакомы ли вы с тем, как живут театры и актеры в России. Тут фондами помощи не поможешь. Это серьезная государственная проблема.
Ее можно как-то решить?
Надо научиться ставить художественные спектакли, которые имели бы успех у зрителя. А я ни на что не жалуюсь. Могу сказать, что я никогда не жаловался. У меня есть и другие способности помимо актерских. Например, 10 лет назад я взял на себя определенные обязательства и выполнил их. Вот вам и весь ответ.
Это вы о своей работе художественного руководителя директора МХТ имени Чехова? Собираетесь ли вы продлевать свой контракт в 2010 году, когда закончится второй срок вашего пребывания на этом посту?
Не мне судить. Я вам так скажу: в этом театре сделаны реальные усилия для того, чтобы работающие в нем люди жили нормально, достойно. Значит, даже при капитализме с нечеловеческим лицом это возможно. Почему бы не пойти поэтому пути? Только и всего. Планы на новый сезон и мысли о драматургии это сладкие и радостные мысли. Но есть и более прозаические мысли: надо построить дом, для того чтобы молодые актеры получили жилье. И для этого уже заключен контракт с ОАО РЖД: оно продаст нашему театру участок, а театр построит там дом. Хотя на самом деле нужно построить и филиал, чтобы молодежь актерская научилась играть. Для этого нужно выходить на большую сцену не два и даже не пять-шесть раз в месяц, как сейчас, а гораздо чаще. Никакого другого способа передачи актерского ремесла, кроме как из рук в руки, я не знаю. Я научился играть, потому что рядом играли Евстигнеев, Лилия Толмачева, Олег Николаевич Ефремов. Играл я 20-25 спектаклей в месяц, поэтому научился довольно быстро. Вот и все. Вообще надо думать о том, чтобы людям год за годом жилось бы немного лучше, что достижимо. Все, что я вам перечислил, это нормальные служебные обязанности. А играть это радость, это удовольствие. Я - профессионал, находящийся пока в хорошей рабочей форме.
Уже объявлено, что вы будете играть в «Теплице» Пинтера. Расскажите о творческих планах, связанных с кино. Где вы собираетесь сниматься? Озвучиваете ли мультфильмы?
Недавно записал кота Матроскина для новой серии мультфильма о Простоквашино. К ним в этом мультфильме приедет в гости тетя. Снялся в фильме у Киры Муратовой. Сейчас снимаюсь у Виталия Мельникова. Наверное, буду сниматься во Франции у продюсера Ива Паскье, который делал одну из картин Иштвана Сабо.
Классикой в МХТ займутся режиссеры разных взглядов
Для постановок классических произведений в МХТ имени А. П. Чехова приглашены режиссеры с разными эстетическими взглядами. Есть приверженцы традиций такие как Адольф Шапиро, который в январе выпускает на Основной сцене спектакль «Обрыв» по роману Ивана Гончарова с Ольгой Яковлевой и Анатолием Белым в главных ролях. Есть режиссеры-новаторы, среди которых Юрий Бутусов и Лев Эренбург, создатель петербургского «Небольшого драматического театра». Один выпускает в ноябре премьеру чеховского «Иванова», другой дебютирует в МХТ в конце февраля постановкой «Вассы Железновой» по второму варианту пьесы Максима Горького. Антон Яковлев, поставивший «Крейцерову сонату» с Михаилом Пореченковым, планирует теперь постановку пушкинской «Дуэли», актер Игорь Золотовицкий собирается поставить первый спектакль по комедии Николая Гоголя «Женитьба». В планах на сезон спектакли Кирилла Серебренникова, Виктора Рыжакова и Евгения Писарева. Олег Табаков собирается сыграть в пьесе Гарольда Пинтера «Теплица», которую впервые поставит в России режиссер Андрей Могучий.