К 85-летию со дня рождения Олега Павловича Табакова продолжаем вспоминать истории из его жизни.
Приглашать вступить во мхатовскую труппу Олег Николаевич Ефремов пришел к Табакову домой и без предупреждения. Не ограничился просто телефонным звонком. Отношения двух Олегов в период ухода Ефремова из «Современника» были сложными, пару лет они не разговаривали, не помирившись даже у гроба их общего учителя Василия Топоркова, но к 1983 году это давно осталось в прошлом.
Табаков был нужен Художественному театру, нужен Ефремову – ведь они были одной театральной веры. В 1980-е Олег Павлович сыграл здесь Сальери в «Амадее», спектакле, оказавшемся долгожителем, в камерной драме Александра Гельмана «Скамейка» вместе с Татьяной Дорониной, Бутона в «Кабале святош». Последней работой с Ефремовым, в начале 1990-х, стало «Горе от ума» – в комедии Грибоедова Табаков играл Фамусова.
Деятельная натура Олега Павловича не могла не проявиться в драматический год раздела МХАТа. Именно он в какой-то момент перевел бесконечные обсуждения в практическую плоскость. Вот как сам Табаков это описывал: «Дискуссия по поводу расселения труппы разгоралась все жарче, взаимные упреки становились совершенно скандальными. Неизвестно, как далеко могла зайти эта ситуация, если бы на одном из совершенно распаленных перепалками собраний я не встал и не сказал: “Вот что, коллеги. Тех, кто поддерживает Олега Николаевича Ефремова, я попрошу выйти в другую комнату”. ( ) …после моих слов группа людей встала и пошла за мной. Эти люди неформально разделяли точку зрения Ефремова».
Худруком МХАТа имени Чехова Табакова назначили через несколько дней после смерти Ефремова. Другой кандидатуры и представить себе было нельзя. Став настоящим кризисным менеджером, он построил театр, который соответствовал его сути, его натуре победителя. Процитируем слова Анатолия Смелянского: «Театр для него – радость, толпа людей, аплодисменты, слава, смех, деньги, одним словом, – Успех. Александр Гладков, впервые встретившись с Немировичем-Данченко, был поражен тому, что основатель на каждом шагу переспрашивал: “А успех был?” Вот так и Табаков: для него пустая касса или полупустой зал – холод небытия, оскорбление театрального инстинкта».
На фото: Олег Табаков в гримерной МХАТ имени Чехова, 1989 год (фото Андрея Соловьева/ТАСС); в роли Сальери в спектакле «Амадей» с первым исполнителем роли Моцарта Владимиром Пинчевским; с Татьяной Дорониной в спектакле «Скамейка», 1984; с Олегом Ефремовым на репетиции «Горе от ума», начало 1990-х (фотографии Игоря Александрова); Олег Павлович – худрук МХТ имени А. П. Чехова (фото Екатерины Цветковой).