Станиславский, Табаков и МХАТ. Сегодня эти три слова приобрели важное значение для японской сцены. В этой стране нынешний реформатор Художественного театра знакомит актеров с системой своего великого предшественника, а заодно раскрывает самую главную тайну русской души.
В самом центре Японии пятый год работает Центр театральный искусств. Он стал настоящей театральной Меккой для Японии. Здесь впервые появляются авангардные постановки одного из самых известных мастеров японского театра Тагаси Судзуки и все самое лучшее из того, что ставится в зарубежных театрах.
История традиционного японского театра насчитывает две тысячи лет, но это традиции. Современный театр это совсем другое. Его в Японии практически нет. Именно поэтому японцев интересует, что происходит на зарубежных театральных подмостках, работа мастеров зарубежного театра. У подножия священной японской горы Фудзи в городе Сидзуоко Олег Табаков проводит мастер-класс для японских актеров.
Приезд Табакова означает претворение в жизнь большого проекта двух мастеров театра. Табаков делится опытом с японцами на примере пьесы Горького «На дне», а Тагаси Судзуки в Москве будет делать «Короля Лир» с российскими актерами.
«Все думают, что у нас военные тайны ракеты, водородная бомба. Нет. Самая главная наша военная тайна русские бабы», говорит Табаков.
С помощью таких простых слов Табаков стремится объяснить природу героинь Горького. Русские женщины всегда жалеют, учит он. Для Японии общая канва событий в пьесе «На дне» вполне понятна, но познать русскую душу дано не каждому, а тем более воплотить все это на сцене.
Для Табакова важно перевести словесный ряд пьесы в эмоциональную чувственную игру актеров. Только тогда Горький станет понятен японскому зрителю. «В этом плане удивительный талант Табакова в общении с молодыми актерами незаменим. Его энергия, энтузиазм оказывают огромное влияние на моих актеров», рассказывает японский режиссер.
Сейчас японцы знакомятся с системой Станиславского и методологией Московского Художественного театра. В Японии полностью отсутствует театральное образование. Любой, почувствовав тягу к театру, начинает играть по своему разумению.