«Любовные письма», последняя премьера Театра-студии Табакова, (режиссер Евгений Каменькович, продюсер Олег Табаков), напоминает о том, что театр прежде всего живая эмоция, чувство, идущее со сцены в зал.
На «Любовных письмах» даже очень искушенный зритель ловит себя на том, что глаза у него, оказывается, на мокром месте. И после спектакля ему хочется говорить о чисто личных переживаниях.
Два актера читают письма, которые их герои писали друг другу на протяжении всей жизни. Ольга Яковлева за Мелиссу Гарднер, девочку из очень богатой семьи, прелестное существо, сначала ставшую художницей и скульптором, а затем алкоголичкой и шлюшкой. Олег Табаков за Эндрю Ледда III, серьезного и добропорядочного мальчика из среднего класса, сделавшего блестящую карьеру, попавшего в сенат и любившего свою бывшую одноклассницу всю жизнь.
Письмо девочке, пришедшей в класс с няней и напомнившей ему принцессу из страны Оз; письмо мальчику, поздравившему ее с Рождеством; рисунок любимой собаки; письмо с упреками за то, что у нее в гостях он танцевал с другой. А через несколько лет героиня закрутила роман с его приятелем, и он нашел себе другую подружку; в колледже они наконец уединились в отеле, но из-за сильного волнения у них ничего не вышло. Потом девушка уехала в Италию учиться живописи, молодой человек ушел служить во флот и чуть было не женился на японке и вот обоим уже под сорок, у нее за плечами развод, не слишком удачная выставка в Нью-Йорке, несколько запоев, две девочки, которых отсудил бывший муж, а он удачно женился и стал младшим партнером в известной юридической фирме. Его жизнь упорядочена и ясна, и он больше не собирается с ней встречаться это не женщина, а воплощенный хаос: разрушая свою судьбу, она калечит и чужие. Но письма не прерываются у нее в жизни нет больше ничего, ему она тоже зачем-то нужна.
С женой все, слава Богу, наладилось, один сын вроде бы соскочил с иглы, другого лечат от заикания ясность и упорядоченность всего лишь миф, и у него нет ничего, кроме удачной карьеры. Обоим уже сильно за сорок и они наконец встречаются: герои платонического романа превращаются в любовников. На этот раз у них все получается, и они счастливы, но у сложившейся, обустроенной жизни есть своя инерция, и ее уже не изменишь. Его ждут новые выборы, ее - окончательное безумие с редкими моментами просветления. Узнав, что она «вернулась в страну Оз», он собрался было к ней примчаться но героиня, растолстевшая и опустившаяся, умоляет этого не делать, иначе она просто уйдет. И она в самом деле уходит, а он снова пишет письмо, на этот раз ее матери, и говорит той все, что не решился сказать на похоронах: Эндрю Ледд III наконец-то понял, что любил ее дочь всю жизнь и не представляет, как ему быть дальше И тут героиня, вышедшая из-за кулисы, в первый раз глядит ему в лицо.
У театра есть собственная магия, свои секреты. В век интернета это искусство может показаться архаичным и чересчур камерным, но то, что может сделать настоящий театральный актер, не достичь никакими монтажными ухищрениями. Ольга Яковлева, в 1970 году сыгравшая Джульетту, на наших глазах становится маленькой девочкой, девушкой, женщиной, переживающей неудачное замужество, грузной, опустившейся старухой и при этом почти не играет, редко встает с кресла. Театр, который она здесь создает, насыщен внутренними психоэмоциональными токами не хуже любого эзотерического действа: он глубоко духовен, и в этом его преимущество перед зрелищами компьютерного века.
Яковлева божественна, а Табаков очень хорош и для самого себя достаточно традиционен. Табаков мастер он точно, уверенно, получая удовольствие от собственной техники, «работает спектакль». Но спектакль, в отличие от киноленты, живет и развивается: ближе к финалу Табаков и Яковлева вели свои роли на одном внутреннем уровне. Через несколько представлений, когда они станут лучше чувствовать друг друга и публику, ансамбль должен сравняться Но об этом, право, не слишком интересно говорить.
Тот, кто посмотрел «Любовные письма», скорее, вспомнит собственные проблемы и станет грустить, философствовать и в который раз пережевывать прошлое. И в этом суть и смысл настоящего театра, пресловутый аристотелевский «катарсис» (внутреннее очищение посредством страха и сострадания), редкий гость и на сегодняшней сцене и в сегодняшней жизни.