Радостная, полная фантазии и неожиданных находок репетиция один из самых сладостных моментов жизни театра. Обозреватель «ВД» ощутила всю его прелесть в МХТ им. Чехова, на репетиции режиссера Нины Чусовой, ставящей мольеровского «Тартюфа».
Нинон! Тут паузу дай подольше для игры, Олег Павлович Табаков репетирует Тартюфа. Его герой не постный святоша, а обаяшка, лукавый, довольный хозяин жизни, своей и чужой. Этот Тартюф самый настоящий бес-соблазнитель, для пущей важности окруженный свитой из парочки косящих под монахинь молодых девиц и карлика-порученца. Сейчас он совращает Эльмиру, жену приютившего его богача Оргона.
Тартюф-Табаков, не отрывая взгляда от молитвенника, осыпает красноречивыми намеками Эльмиру Марину Зудину и теснит ее к краю длинной скамьи. Та, тоже уставясь в книгу, пытается противостоять напору. «Не бытовите! Листайте, листайте страницы на каждой реплике, будто вы их по книжке правильной читаете», напоминает Нина Чусова. Актеры начинают листать резче, а Чусова кричит: «Да-да-да-да-да. Магнетизму вашего тут должно быть сколько угодно?»
Табаков поддает «магнетизму», и Зудина оказывается на самом краю скамьи: она балансирует на нем, невероятно изогнувшись. Партнеры смеются. «Нет-нет-нет-нет-нет! Жалко, но так не выйдет. Это же скамейка, а не качели», прерывает Чусова. «А! Так мы здесь еще и качаемся » импровизирует Табаков. Общий смех.
На сцену врывается Марина Голуб. Ее героиня горничная Дорина была «на атасе», готовая в самый жаркий момент привести Оргона. Но ее опередил сын Оргона Дамис (Роман Хардиков), пытающийся поймать Тартюфа рыбацкой сетью. «Тут шебутня пошла ужасная, Леня! обращается режиссер к Леониду Тимцунику, отвечающему в спектакле за пластику. Ты ее потом художественно сделай».
Оргон Александр Семчев появляется к шапочному разбору. Проделка не удалась. Оргон верит только Тартюфу. А как ему не верить, если у того честные глаза Олега Табакова?! Репетируют все азартно, с наслаждением. Наперебой предлагают гэги. Чусова только отмахивается, явно любуясь своей звездной командой. Актеры осваивают причудливую декорацию художников Анастасии Глебовой и Владимира Мартиросова, превратившую мхатовскую сцену в подобие резной шкатулки
Я стараюсь смеяться потише. Получается с трудом. По одной сцене невозможно понять, все ли окажется гармонично в спектакле, будет ли он смешным. Но уморительная репетиция обнадеживает: кажется, что на премьере 10 ноября публика будет провожать артистов аплодисментами.