В МХТ имени Чехова состоялось награждение премиями «Чайка» девятое, предъюбилейное. Зал был переполнен «випами». Многие получили «Чайку», а некоторые остались без птицы.
По премии «Чайка» театральных тенденций не отследишь. Кто сыграл лучшую роль, кто главный режиссер с этими вопросами нужно обращаться к другим. И предостерегаю будущего театрального историка делать какие-то выводы из вручения этой обворожительно субъективной премии не стоит.
Вот поздравляют лауреатов и вручают премии Евгений Миронов, Александр Феклистов, Александр Домогаров. Почему именно они? Потому что когда-то они сами стали лауреатами «Чайки». Когда приз за лучшее оформление спектакля не вышел получать художник Александр Боровский, но нам сообщили, что в зале сидят его мама и жена, это лишь внесло стилистическую законченность в уютный семейный вечер. Органичным было и появление шатающегося Сергея Гармаша (премия в номинации «Ослепительный миг»), который признался сразу: «Я пришел на церемонию пьяным», а взяв в руки чайку и погладив ее, пробормотал «Какая красивая условность».
Все эти шалости смотрелись мило, поскольку церемония вручения «Чайки» одна из самых отвязных и остроумных (сценарий написала драматург Елена Гремина). На этой церемонии особенно не церемонятся.
Ведущие, как всегда, Екатерина Коновалова и Игорь Золотовицкий. По традиции он играл хулиганчика и болтуна, а она, шикарно одетая и плавная, его урезонивала. Номинации, как всегда, странные: «Улыбка Ж» (женская) досталась Анне Якуниной; «Улыбка М» (мужская) Александру Семчеву; «Злодеем» признан Денис Суханов; «Маску Зорро», как выяснилось, носит Константин Райкин; «Некоторые любят погорячее» (приз за самую сексуальную сцену) страстным Ирине Низиной и Александру Устюгову; «Сделай шаг» французскому хореографу Режису Обадиа за спектакль «Идиот» в РАМТе.
Но самыми странными были «вручанты». Например, «милый, милый Игорь Петренко» (так его отрекомендовал Золотовицкий) с ходу запутался в своем вступительном слове: «Чем светлее вы, тем темнее вы», и, не пояснив: кто мы, а кто вы, стушевался, испугался, и понес чайку прямо в зал, прижимая к груди, так никому ее и не вручив. Возвращали его и чайку на сцену почти силой.
Дмитрий Певцов и Алексей Кортнев пели на мотив “We will rock you” «Мы вам, мы вам вручим». Александр Цекало и Юлия Меньшова после короткой перепалки заехали друг другу в лицо тортами и, бледнолицые, объявили лауреата. В общем, скучать не пришлось. Правда, Рената Литвинова, которая тоже вручала приз, осудила тортометание: «Что-то у вас в театре так все удивительно Такая красивая женщина а вы ей в лицо тортом фигачите». И, произнеся нежные напутственные слова лауреату: «Самые лучшие никогда не получают премий», Рената вскрыла конверт с именем победителя. Потом она еще что-то хотела добавить, сделала большую паузу, зал в ожидании замер, но Рената передумала.
«Обольстительной женщиной» признали Ирину Низину, а вот обладателем «Сердца ангела» (за продюсерские успехи) стал Олег Табаков. Когда Олегу Павловичу сообщили, что теперь все актеры руководимых им театров будут пить боржоми (подарок от компании), тот опешил: «Достоин ли?.. Она ведь слабит, по-моему». Премию «Двойной удар» получили подопечные Табакова Алла Покровская и Андрей Мягков за роли в спектакле «Мещане». «Патриархом» назван Алексей Бартошевич, знаменитый ученый-шекспировед. Он поблагодарил «своего друга и спонсора Вильяма Шекспира», и на этой торжественной ноте церемония завершилась.