?С чего только театр не начинался: и с вешалки, и с буфета, а мы вот подумали-подумали? А чего б не начать церемонию вручения 12-й Театральной премии «МК» с валенок? Талант-то надо держать в тепле! Впрочем, уж 2 часа дня: лауреаты и гости собираются, и мы последуем за ними?
Первым осаду охранников прорывает знатный ленкомовец Сергей Фролов. Он нынче — «Лучшая мужская роль второго плана» за Билли в «Затмении». Накануне звоню:
— Сереж, у нас тут все просто, «без фраков», — поздравим-расцелуем-выпьем?
— Выпьем? Неужто на метро придется ехать?
?Впрочем, с церемонии ему быстрехонько бежать на репетицию «Тартюфа», так что — на пару слов, пока все рассаживаются?
— Знаешь, смотрю на тебя в «Шуте Балакиреве» — как на гобое играешь, — и сердце кровью обливается. Убил в себе такого музыканта!
— Нет, я не жалею, что после ЦМШ и консерватории не пошел «по музыке» дальше. Мне было бы тесно. Солистом бы не стал, а сидеть в оркестре ноты перелистывать? Но приятно, когда Юрий Башмет, придя на «Шута», так трогательно меня похвалил!
— А друзья-гобоисты?
— О-о, они всегда относились с сочувствием! Как так — человек три часа в кровавом поту бегает по сцене, а потом встает и спокойненько играет эту лирическую мелодию? Ведь она — своеобразный реквием по Григорию Горину, который ушел от нас как раз в процессе репетиций? И, понимаешь ли, в чем фокус: сколько раз давал себе клятвенное обещание, что никогда в спектаклях не буду ни на чем играть (ведь я хочу быть профессионалом в актерстве!), но так получается, что почти всегда на чем-нибудь, да играю! То аккордеон, то саксофон, то труба? и даже в «Затмении» — на музыкальной шкатулке!
?А вот и Тереза Дурова, слава богу, успела: приехала с репетиции своего нового спектакля «Бай-бай, Храпелкин!». Ведь это так несправедливо, что прекрасные работы для детей часто остаются за бортом и критики, и премий всяких? Поэтому кроме традиционных номинаций мы в этом году впервые вручаем и «за лучший детский спектакль», коим стал «Полный Пломбир» от Московского театра клоунады.
Однако церемония начинается: в этот раз и без дипломов — так мы изжили всю официальщину. Марина Райкина (идеолог премии) и главный редактор «МК» Павел Гусев презентуют артистам — на все и рук не хватит — фирменную фарфоровую тарелку «МК», книгу, цветы да? валенки. Идея пришлась всем по вкусу. Валенки тут же примеряются, благо что с размерчиком мы угадали? Вот и Нина Дворжецкая получает заветный пакетик за Серафиму в «Самоубийце» от РАМТа:
— Это очень ответственное дело — играть для детей. Тут не схалтуришь. Взрослый зритель может схавать подделку, которую предлагают ему иные антрепризы. А с детьми этот фокус не пройдет. У меня самой сын пошел в 1-й класс, а дочь в 11-й?
Еще секунда — и вслед за Дворжецкой «мэтров» получают Александр Филиппенко (роль Батенина в «Предбаннике» от Театра им. Моссовета), за этот же спектакль — Сергей Юрский как режиссер, Алла Покровская (за Арину Петровну в «Господах Головлевых» от МХТ им. Чехова), Виктор Сухоруков (аж за 5 ролей в «Снах Родиона Романовича» от «Товарищества 814»). Опять же - впервые — «МК» отмечает проект «Другой театр», предложенный Французским культурным центром; валенки забирает директор центра, в прошлом известный французский журналист Доминик Жамбон.
Но вот и кульминация: на сцене — Олег Павлович Табаков. Нет, сегодня он - не лучший актер. И не режиссер. И не худрук. Эти его достоинства очевидны. Но вот стать «лучшим директором года» — дорогого стоит! Но и, конечно, рядышком с ним — Марина Зудина, пришедшая поболеть за мужа:
— Марина, вот каково быть рядом с человеком, на котором держится все? Это уже такая профессия — «табаков».
— От Господа Бога это дается. Муж — человек могучей энергетики. Постоянно рождает новые идеи! Я и уверена: чем бы он в жизни ни занимался — бизнесом, политикой, — все бы у него вышло успешно. Сильная личность, способная увлекать, вести за собой. Но, конечно, мне бы как жене хотелось, чтобы он и семье больше времени уделял?
— Ну вот, вся театральная общественность Москвы стоит в очередь на прием к Табакову, а вы тут с какими-то меркантильными проблемами!..
— Да уж (смеется), но если серьезно, семья и дети дают такую энергию, на многое вдохновляют, поверьте! И для Олега это очень важно. А на счет очереди? Олег просто не может объять необъятное. Сейчас российскому театру просто необходим профсоюз, который давал бы старт молодым артистам и заботился о стариках, нынче живущих впроголодь. И не будь Табаков так занят с МХТ, я считаю, он мог бы создать такой профсоюз?
…Гости разъезжаются. Закончился маленький драгоценный спектакль, сыгранный «Комсомольцем» для театра. Это не сухая констатация «итогов сезона». Это просто вера в наш театр и любовь к нашим артистам без «закулисного» мусора, ссор и интриг. Удачи вам, заветных ролей и блестящих постановок!