Прага спектаклем «Рассказ о семи повешенных» по пьесе Леонида Андреева в Швандовом театре на этой неделе закончились пражские гастроли Московского театра Олега Табакова. Семидесятиоднолетний актер и режиссер Табаков по праву считается одной из самых мощных фигур русской актерской школы второй половины ХХ века.
В мире Вы наиболее известны как актер кино. У нас Ваши кино и театральные работы известны одинаково благодаря Вашим гастролям в 1968 году в пражском Чиногерном клубе в роли Хлестакова. В «Ревизоре» Качера Вы тогда играли вместе с Павлом Ландовским, который играл Городничего. Как это получилось?
Чехия, и тогда, когда была еще Чехословакия, для меня вроде первой любви. Чехословакия была в то время первой заграничной страной, куда я выехал впервые из Советского Союза. А первая любовь всегда прекрасна и незабываема. Потом я стал бывать здесь чаще. Я тогда чувствовал атмосферу намного свободнее нашей, мне нравится ваше отношение к прошлому и то, как вы умеете чтить традиции, ваше «швейковство», смесь юмора и иронии, то что в России встретишь не часто. В 1967 году случилось так, что я пропил в Праге все свои деньги. А я был должен привезти своему сыну джинсы. Следующие два дня ради своего сына я стал героем. Задержался в Праге на два дня дольше, дал много интервью для ваших газет и журналов (в то время за это прилично платили), заработал достаточно денег, купил джинсы и мог возвращаться домой. Во время того затянувшегося визита я договорился с драматургом Ярославом Вострым о гастролях в Чиногерном клубе. В феврале 1968 года мы дней пять-шесть репетировали, после чего я сыграл двадцать четыре спектакля. Так возникла легенда, которая тянется за мной по всему миру. Наконец, в Японии один человек остановил меня на улице и сказал, что помнит меня с тех гастролей. Потом наступил август 1968 года и все перевернулось.
В Москве Вы руководите собственным театром. Успешно?
В России театр очень любим, к тому же никакого кризиса театра у нас не было. У нас две сцены: большая, куда входит чуть более тысячи зрителей и малая на двести человек. Как правило, обе эти сцены полностью проданы. Наш репертуар очень широк, в чем Вы могли убедиться. На фестиваль в Прагу я отобрал довольно много разных постановок: от классики до современности, как российских, так и мировых авторов. Мне бы хотелось, чтобы такие гастроли повторялись в рамках обмена недавно по нашему приглашению в Москву приезжал Дейвицкий театр. Думаю, нашим странам есть что сказать друг другу.
Не могу в заключение не спросить Вас о сегодняшней политической ситуации в России. Внук Леонида Брежнева на страницах этой газеты неделю назад говорил о необходимости «сильной руки» и очень хвалил президента Путина. Что Вы думаете о Путине?
Внук Брежнева пускай говорит что хочет. В России он почти неизвестен. В адрес его деда могу сказать то же, чем я сам руководствовуюсь как директор театра. Руководящий работник это некто вроде водителя, который ведет автобус. Если на дороге Вы собьете человека или наконец угробите собственных пассажиров, значит Вы - плохой водитель и не должны были садиться за руль. Это мое мнение. Понимаете?