Имена | Наши в ЭльсинореЖанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 В Петербурге показали «Гамлета», которого в табаковском МХТ поставил петербургский режиссер Юрий Бутусов с Михаилом Трухиным, Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым. Спектакль заставил кусать локти тех, кто понимает, что эти четверо могли бы и должны были бы иметь свой театр в городе на Неве, будь у петербургских чиновников от культуры хоть немного вкуса и стратегических мозгов.Вообще-то о Гамлете Юрий Бутусов поговаривал еще лет семь назад, когда работал в Театре им. Ленсовета. Принца датского должен был играть Хабенский. И, появись спектакль тогда, это был бы совсем другой «Гамлет», потому что нынешний сложился с учетом творческих судеб четверых одаренных петербуржцев более того, их личная история составляет пролог спектакля, который москвичам, очевидно, не слишком-то и понятен. Трухин, Хабенский и Пореченков в толстых овчинных тулупах ощупью двигаются среди веревок с подвешенными на них консервными банками то ли здесь важная государственная граница, то ли чей-то огород. Последние двое читают текст шекспировских сторожевых офицеров Марцела и Бернардо, потом возникает призрак, а потом сцена ключ ко всему спектаклю: три актера, три петербургских приятеля, три медведя в шубах до пят выходят плечом к плечу на авансцену и со словами «будь что будет» устремляются в самую великую трагедию из всех, какие написаны на свете, в самом претенциозном и капризном городе мира Москве. Все, что дальше происходит, происходит не в датском и даже не в российском, а в московском Эльсиноре. Мои коллеги из столичных изданий, словно сговорившись, задают режиссеру одни и те же вопросы: зачем понадобилось ему, чтобы время от времени актеры вертели котелки на белых эстрадных тросточках, зачем Гамлет падает лицом в крем, зачем, наконец, появляются на сцене две Офелии, да и вообще почему один и тот же актер играет призрака и Актера (персонажа трагедии)? А между тем простое перечисление подряд всех этих вопросов приводит к простейшему же выводу: Бутусов играет на том поле, которое выбрала нынешняя и особенно московская культурная, так сказать, действительность: на поле эстрадного шоу. Этот жанр занял почти все культурное ноле и выплеснулся за него он царит в политике и обществе на месте несметного числа драм и, что уж тут молчать, трагедий, в том числе и национальных. Эти шоу разыгрываются на ТВ и в прессе параллельным сюжетом к человеческому отчаянию и слезам: взять хоть затонувшую подлодку, хоть центр на Дубровке, хоть авиакатастрофу. И это страшно, точно и остроумно разом когда Клавдий (Хабенский) навязывает Гамлету (Трухину) расхожий фарс, картинно читая монологи о «нашем любимом сыне». И то, что «отец» и «сын» в данном случает ровесники, только усиливает нужный эффект. А параллельно проясняется сюжетная завязка: когда-то сын и младший брат короля были не разлей вода, понимали друг друга с полуслова и таких вот фарсовых историй вместе разыграли несметное количество. Теперь, в общем-то, ничего не изменилось, кроме того, что старший Гамлет отправился в мир иной. Клавдий предлагает приятелю тему для нового фарса петушиную: разыгрывает серию этюдов, кукарекая на все лады, как ни крути, а он ведь и есть главный петух в датском курятнике. Петушиные кривляния Клавдия тут весьма удачно зарифмованы с теми «первыми петухами», которые заставляют призрака отца Гамлета вернуться в преисподнюю. Но Гамлет Трухин, вероятно, впервые за всю историю их дружбы отказывается подыгрывать, норовит всерьез сцепиться с бывшим корешем. Тогда-то Клавдий и готовит для него этот пресловутый крем демонстративно: берет миску, давит туда сливки из баллона и подает приятелю опомнись, мол, друг сердечный. Трухин лицом в крем падает, но от отчаяния, признавая, что первый тайм он проиграл. Весь дальнейший ход спектакля эта смертельная схватка между фарсом Клавдия и придворных во главе с уморительным (иногда сверх всякой меры Полонием Пореченковым) и трагедией сначала бессознательной, но чем дальше, тем более осмысленной, которую отстаивает Гамлет. И вроде бы у трагедии нет никаких шансов победить, как нет у Гамлета настоящих, не «призрачных» (исходящих от призрака) доказательств, что дядя не просто бойкий петух, но и убийца. И режиссер будто бы эпизод за эпизодом утверждает права шоу: убитый Гамлетом Полоний уходит в мир иной под ручку с призраком, в черном котелке, а сам потусторонний мир всего лишь пространство за ажурной скатертью; истерзанный подозрениями Клавдий кричит «на воздух!» и тут же установленное колесо Фортуны начинает извергать эстрадный дымок, а в сцене «Мышеловки», когда бродячие комедианты разыгрывают «Убийство Гонзаго», актриса, изображающая жену короля, устраивает нехилое стрип-шоу, отражаясь в огромном зеркале (находки художника Александра Шишкина переоценить трудно). Однако есть и сцена с безумной Офелией роскошная, очень стильная, где Король и Королева (Марина Голуб играет простую жизнеобильную бабу, а вовсе не лицемерную тварь) являются совершенными стариками, словно их обоих разом поразил инсульт и болезнь Паркинсона. И хоть головы их трясутся в такт легкой джазовой теме лейтмотиву спектакля ясно, что трагедия постепенно одерживает верх. Бутусовский «Гамлет» стоит того, чтобы быть пересказанным в деталях, ибо он продуман до мелочей тонких, порой смешных и всегда очень содержательных, но, увы, большой стиль в журналистике такой же вчерашний день, как и чистая трагедия на сцене. Поэтому скажу лишь, что монолог «Быть или не быть» в спектакле звучит дважды: первый раз потому что его прописал Шекспир, формально. Второй раз в финале: Михаил Трухин Гамлет проговаривает его, сжимая в объятиях призрак Офелии, осознавая, что «быть» значит жить, любить, обнимать эту славную дуреху, заставляя ее улыбаться, а «не быть» это то, что будет через несколько минут: холод, мрак и тишина. Трухин читает это так, что из культурной памяти всплывает «Моление о чаше» причем корни этого воспоминания гораздо ближе, чем библейские: десять лет назад в Петербурге Юрий Бутусов должен был выпустить «Идиота» Достоевского с Трухиным Мышкиным. Теперь наконец понятно, как достойно это могло бы выглядеть. Пресса Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Александра Иванишина, 11.09.2021 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Михаил Трухин: «Я мечтал сесть в поезд и уехать куда-нибудь», Виктория Мельникова, Метро, 10.07.2020 Мужской Хор творцов им. Гагарина представит в МХТ им. Чехова проект, посвященный Пушкину, ТАСС, 15.06.2020 Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020 Актёры МХТ устроили флэшмоб в честь Дня пионерии, Анна Тимина, Театрал, 19.05.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Михаил Трухин в программе «Судьба человека», Борис Корчевников, телеканал «Россия 1», 4.03.2019 Михаил Трухин: «Аня младше меня на пятнадцать лет, но это не чувствуется», Марина Зельцер, WomanHIT.ru, 18.05.2018 В кирзачах и тельняшке, Елена Крымская, Вечерняя Москва, 22.03.2017 От простого опера до Принца Датского, Александр Малюгин, Аргументы недели, 2.02.2017 Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017 Михаил Трухин в программе Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», Первый канал, 15.02.2016 «Любовь раздирает на атомы». Михаил Трухин о жизни в кадре и вне его, Сергей Грачев, Аргументы и факты, 27.09.2015 Михаил Трухин: В актеры за деньгами не идут, Анжела Якубовская, Правда.ру, 10.09.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 Михаил Трухин: «Я никогда никого не приглашаю на день рождения», Алла Занимонец, Теленеделя, 24.06.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Спектакль месяца:"Трамвай «Желание» в МХТ имени Чехова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 23.09.2014 По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014 Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 МХТ имени Чехова представляет первую премьеру нового сезона "Трамвай «Желание» Тенессии Ульямса, видеосюжет Первого канала, 5.09.2014 МХТ имени Чехова представляет первую премьеру нового сезона, телеканал «Культура», 3.09.2014 «Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014 Михаил Трухин в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 11.05.2014 Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012 Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012 Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012 Люди и премьеры. «Зойкина квартира» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 09.2012 «И снова вам расскажем, что видали две ночи мы
» Легендарный МХТ и «Гамлет» Бутусова продолжают удивлять!, сайт Хабаровского краевого театра драмы, 3.07.2012 Художественный театр закрывает сезон премьерой спектакля «Зойкина квартира», видеосюжет телеканала «Культура», 2.07.2012 «Зойкина квартира» в МХТ: Поплачем на закат НЭПа. , Ольга Фукс, Ведомости, 22.06.2012 Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012 Михаил Трухин: «Выстрелы Авроры звучат сначала в Питере, а потом по всей стране», Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012 Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012 Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012 Кирилл Серебренников поселил в «Зойкину квартиру» оппозиционеров, видеосюжет телекомпании «Мир», 16.06.2012 Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012 «Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012 Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012 «Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012 Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012 Салон, бомонд и проходимцы: премьера «Зойкиной квартиры» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 9.06.2012 Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012 Кирилл Серебренников: Моя «Зойкина квартира» настоящий блокбастер, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 9.06.2012 «Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012 «Мастер и Маргарита». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 24.10.2011 МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Мастер и Маргарита», видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.09.2011 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет., Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006 Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006 Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006 Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 |