Имена | Клиент всегда правИрина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Один мой коллега после окончания спектакля посетовал: «Надо же, как изменилась публика!» Имея в виду, наверное, тот бурный восторг, с которым зрители как всегда аншлагового большого мхатовского зала принимали незамысловатую комедию Кена Людвига «Примадонны». Впрочем, она не то чтобы изменилась, просто в нынешней театральной ситуации наконец-то ощутила себя подлинной хозяйкой положения. Это мы, «высоколобые» критики, все никак не можем понять, что аксиома «Театр в России больше, чем театр» давно уже превратилась в теорему, которую каждый раз нужно доказывать. А делать это сложно, да особо и некому. Главное же, мало кому нужно. Поэтому всегда наготове беспроигрышный «попсовый» вариант любого произведения, совершенно не требующий авторско-режиссерско-актерских откровений. Сотрудничество же строится по принципу взаимоотношений «обслуживающего персонала» и «клиента», который, как известно, всегда прав.Боже сохрани требовать от нынешнего театра только лишь глубокомысленной поучительности. Ею нас давно перекормили во всех видах творчества. Пора бы и отдохнуть, никто не против. И одновременно на повестку дня давно уже просится вопрос: а можно ли синтезировать самую настоящую «развлекаловку» с проявлениями подлинного профессионализма и отменным качеством? Из тысячи и одного виденного комедийного представления этот синтез был замечен только в трех спектаклях: «№ 13» Владимира Машкова в МХТ, «Славянские безумства» Романа Самгина в Театре на Малой Бронной и «Одолжите тенора!» (Театр имени Пушкина) того самого Евгения Писарева, что явился автором сценической версии «Примадонн». Все же остальное бесчисленные клоны традиционного антрепризного спектакля с его грубоватостью, пошловатостью, актерскими штампами и режиссерскими «прогулами», а также общим ощущением «полуфабриката». Евгений Писарев Кена Людвига нам и открыл: бывшего юриста с гарвардским дипломом, ныне преуспевающего комедиографа с бродвейской репутацией, лауреата многочисленных драматургических премий. Впрочем, за «Чайку» сегодня премию точно не дадут, даром что тоже комедия. Зато абсолютно вторичная история про парочку незадачливых «шекспировских» артистов, которые решают сыграть и в жизни в двух девиц, дабы сорвать наследственный куш маразматической тетушки, самое то. К тому же, если еще возвести комедийные ситуации пьесы в сценический «квадрат», перевести ее в жанр фарса, разбавить песнями-плясками, дабы клиент не смог заскучать ни в одну секунду действия. Евгений Писарев, хоть и поставил на своем режиссерском веку не так много спектаклей, но уже успел доказать, что постановочным мастерством владеет отменно и актеров способен убедить, поскольку и сам артист. Но его работы в Пушкинском театре при всем буйстве фантазии и изобретательности все же отличало чувство меры. Выход же на «первую сцену» Москвы, похоже, сыграл с ним злую шутку все границы оказались нарушены отчаянным стремлением «сделать нам смешно». Всяческих придуманных трюков хватило бы на три спектакля, и каждый из них непременно выиграл бы в подобной «ограниченности». К тому же на сей раз, кажется, подвела сценография Николая Симонова. «Картонность» персонажей и ситуаций наложилась на подобное же сценическое оформление. Шаткий домик с выдвижными балкончиками, ограниченный рисованным зеленым лужком, все это словно бы заключило героев комедии в яркую подарочную коробку, внутри которой люди поневоле начинают казаться куклами. И рад бы, увлекшись представлением, поверить пусть в нелепую и смешную, но все же человеческую жизнь, а тут нахальная «бутафория» лезет из всех щелей, явно сказываясь на восприятии. Уж лучше бы ничего не было, как в старом шекспировском фарсе. О последнем сказано не для красного словца. В шекспировских комедийных приемах Писарев знает толк, недаром же уже несколько лет сотрудничает в качестве режиссера-ассистента с Декланом Донелланом (в том числе и в «Двенадцатой ночи»). Пародийные отголоски этой работы явно присутствуют в «Примадоннах», герои которой то и дело норовят изобразить персонажей упомянутой пьесы. Невостребованность же серьезного шекспировского театра и его актеров весьма комично и не менее симптоматично сказалась в крошечном, но замечательном эпизоде, когда Лео (Юрий Чурсин) и Джек (Дмитрий Дюжев), скрывшись за ширмой, беспорядочно выкрикивают хрестоматийные фразы, смешанные здесь в чудовищный и бессмысленный винегрет. И в конце концов, махнув рукой на все это «искусство», отправляются рядиться в женские платья, дабы своим даром перевоплощения заработать на хлеб насущный. Актеры же реальные этим даром владеют превосходно, если говорить о вышеназванном дуэте. Особенно Юрий Чурсин Лео, который столь убедителен в любом обличье, что мгновенно заставляет забыть обо всех нелепицах и штампованных ситуациях. Кабы ему еще довелось поработать не только с начинающими или модными, но и с настоящими режиссерами, цены бы его таланту не было. Впрочем, Дмитрий Дюжев Джек, дебютировавший этой ролью на мхатовской сцене, тоже весьма хорош и смешон, особенно в проявлениях мужского начала, которого никакими платьями не скроешь. А вот недавнему Гамлету, тоже не столь давно начавшему обживать подмостки МХТ, Михаилу Трухину, на сей раз досталась роль практически бессловесная, эпизодическая, но донельзя гротесковая той самой маразматической тетушки Флоренс. И, не сетуя на несерьезность задачи, Трухин решил ее уморительно и порой чуть ли не бенефисно. Прочие же актеры настолько увлеклись откровенным комикованием вроде бесконечного разбивания бутылок о чью-нибудь голову, что каких-либо особых упоминаний вряд ли заслуживают, хотя роли свои отыгрывают честно. Итак, чеховский МХТ отметил открытие своей Основной сцены после реконструкции еще одной комедией, аншлаги которой по указанным причинам будут обеспечены. Что же касается художественных задач, то они здесь, наверное, тоже «отдыхают» вместе с публикой. Пресса Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Александра Иванишина, 11.09.2021 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Михаил Трухин: «Я мечтал сесть в поезд и уехать куда-нибудь», Виктория Мельникова, Метро, 10.07.2020 Мужской Хор творцов им. Гагарина представит в МХТ им. Чехова проект, посвященный Пушкину, ТАСС, 15.06.2020 Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020 Актёры МХТ устроили флэшмоб в честь Дня пионерии, Анна Тимина, Театрал, 19.05.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Михаил Трухин в программе «Судьба человека», Борис Корчевников, телеканал «Россия 1», 4.03.2019 Михаил Трухин: «Аня младше меня на пятнадцать лет, но это не чувствуется», Марина Зельцер, WomanHIT.ru, 18.05.2018 В кирзачах и тельняшке, Елена Крымская, Вечерняя Москва, 22.03.2017 От простого опера до Принца Датского, Александр Малюгин, Аргументы недели, 2.02.2017 Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017 Михаил Трухин в программе Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», Первый канал, 15.02.2016 «Любовь раздирает на атомы». Михаил Трухин о жизни в кадре и вне его, Сергей Грачев, Аргументы и факты, 27.09.2015 Михаил Трухин: В актеры за деньгами не идут, Анжела Якубовская, Правда.ру, 10.09.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 Михаил Трухин: «Я никогда никого не приглашаю на день рождения», Алла Занимонец, Теленеделя, 24.06.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Спектакль месяца:"Трамвай «Желание» в МХТ имени Чехова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 23.09.2014 По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014 Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 МХТ имени Чехова представляет первую премьеру нового сезона "Трамвай «Желание» Тенессии Ульямса, видеосюжет Первого канала, 5.09.2014 МХТ имени Чехова представляет первую премьеру нового сезона, телеканал «Культура», 3.09.2014 «Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014 Михаил Трухин в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 11.05.2014 Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012 Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012 Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012 Люди и премьеры. «Зойкина квартира» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 09.2012 «И снова вам расскажем, что видали две ночи мы
» Легендарный МХТ и «Гамлет» Бутусова продолжают удивлять!, сайт Хабаровского краевого театра драмы, 3.07.2012 Художественный театр закрывает сезон премьерой спектакля «Зойкина квартира», видеосюжет телеканала «Культура», 2.07.2012 «Зойкина квартира» в МХТ: Поплачем на закат НЭПа. , Ольга Фукс, Ведомости, 22.06.2012 Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012 Михаил Трухин: «Выстрелы Авроры звучат сначала в Питере, а потом по всей стране», Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012 Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012 Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012 Кирилл Серебренников поселил в «Зойкину квартиру» оппозиционеров, видеосюжет телекомпании «Мир», 16.06.2012 Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012 «Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012 Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012 «Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012 Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012 Салон, бомонд и проходимцы: премьера «Зойкиной квартиры» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 9.06.2012 Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012 Кирилл Серебренников: Моя «Зойкина квартира» настоящий блокбастер, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 9.06.2012 «Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012 «Мастер и Маргарита». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 24.10.2011 МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Мастер и Маргарита», видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.09.2011 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет., Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006 Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006 Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006 Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 |