Имена | Старик и гореИрина Алпатова, Культура, 7.02.2002 В программке к спектаклю драматург Александр Галин написал: «Пока, слава Богу, есть люди, которым мои пьесы интересны. Но с годами их будет становиться меньше. Наступит момент, когда я, возможно, останусь один». Александра Михайловича хочется уверить в обратном: именно Галин, пьесы которого стабильно репертуарны и зрительски востребованы, один не останется никогда. В силу разных причин. Во-первых, он как-то так умудряется писать свои пьесы, что их не надо переделывать спустя 20 лет. А наша жизнь, как известно, за эти годы встала с ног на голову. Многие актуально-сиюминутные произведения минувших десятилетий с легкостью упали в корзину, они никому сегодня не интересны. Галин разве что пройдется по отдельным словам и фразам, добавит упоминания «Интернета» или «фракции» и все. И уже другой зритель смеется и плачет абсолютно так же. А во-вторых, низкий поклон режиссерскому театру, жесткому, рациональному и конструктивному, составившему театральную славу ХХ столетия, но не им единым жива публика. И, честно признаться, современному критику все труднее ощутить себя просто зрителем, если, конечно, для кого-то из критиков такая постановка вопроса актуальна. И подчас усталые от обилия сценических событий мозги отказываются разгадывать очередную режиссерскую шараду, глаза наблюдать за виртуозными, но бесстрастно-марионеточными актерскими трюками. Хочется чего-нибудь такого, чтобы задействованным оказалось старомодное понятие «душа» сантимента, простоты, эмоциональности, непосредственности. В общем, какого-нибудь «ретро». В нем же первые позиции занимают драматург и актеры.Чеховский МХАТ нынешнего сезона уже приблизился к подобному настроению в спектакле «Ю» по пьесе О. Мухиной. Галинское «Ретро», поставленное актером Андреем Мягковым, довело его до предельно высоких нот. Еще помнится спектакль Малого театра самого начала 80-х. Там публика тоже аплодировала любимым актерам И. Любезнову, Г. Деминой, М. Овчинниковой, Е. Солодовой, Н. Подгорному, наслаждалась сценической «жизнью», но не забывала отмечать (согласно времени) ударные реплики, растаскивая их на цитаты. «Мой сын не умеет зарабатывать деньги, я вырастила честного человека » «Здесь собрались интеллигентные люди, почему никто не пьет?..» «Разве можно было в наше время назвать женщину “членом коллектива”?.. » Сегодня бурных оваций все это не вызывает. Зритель, конечно, смеется, но как-то грустновато: времена изменились, не затронув сути. Вообще, спектакль Мягкова смикшировал комические эпизоды в угоду сантименту. А галинская пьеса отчасти спроецировалась на мхатовскую актерскую ситуацию, судьбу актеров, в «Ретро» занятых. Все они как нельзя лучше вписываются в определение «уходящая натура», столь популярное с недавних пор внутри нынешнего МХАТа. Мягков, и сам блистательный актер, по-актерски же эту пьесу и срежиссировал. Растворил унылый «быт» в отчасти гротесковой театральности, подарил актерам эффектные «выходы» и «номера», но не забыл и о традиционном мхатовском переживании. Спектакль получился словно бы с двойным дном: давно знакомый сюжет наложился на конкретные примеры конкретных актерских судеб. Галинские диалоги, монологи и реплики так же странно двоятся. Актеры, безусловно, создают «характеры», но так же безусловно порой говорят «от первого лица», вставляя незапланированные фразы, импровизируя, даже дурачась. Профессорская дочь, ретро-интеллигентка Барабанова (Наталья Тенякова) с чувством процитирует пушкинский стих и тут же, без перехода, лукаво-восторженно выпалит: «А как Юрский это читает!» Карикатурно-богемная бывшая балерина в вуалях и перьях Песочинская (Анастасия Вознесенская), давно перешедшая в иную весовую категорию, нелепо «станцует», обыгрывая свои недуги, а потом, тяжело прислонившись к лестнице, скажет: «Мы живы, нас просто забыли». И привычно потянется к фужеру с шампанским. «Женщина из очереди» медсестра Воронкова (Раиса Максимова) то и дело будет обиженно поджимать губы, сетуя на то, что ее в очередной раз «обошли». И эта сценическая обида тоже покажется весьма человеческой. Что ж, театр дело жестокое, многих ломает. Но, впрочем, театра здесь все-таки больше. В квартире Леонида (Игорь Верник), напоминающей роскошный антикварный салон (сценография Александра Боровского), бушуют страсти нешуточные, невольно спровоцированные овдовевшим стариком Чмутиным (Владимир Краснов). Правда, в этой лавчонке у него свое, особое пространство: где-то на верхотуре, под крышей, куда прилетает к нему единственный собеседник белый голубь. Птичка символ, птичка душа. Всех, отошедших в мир иной. К чести режиссера, водевильный сюжет со сватовством оказался не более чем одним из мотивов, вписанных в долгую жизненную драму Чмутина и его семьи, от которой осталась лишь нервно-взвинченная дочь Людмила (Дарья Юрская). Внезапный эмоциональный всплеск застарелых обид в разгар сватовства потому и не удивляет своей спонтанной нелогичностью. Все обитатели дома давно находятся на грани нервного срыва, просто теперь настал черед эту грань сломать. Пьеса «Ретро», репертуарный чемпион Галина и современной ему драматургии, зачастую в спектаклях завершалась благостно-надуманным финалом. Здесь не так. Мягкову, видимо, чужды прекраснодушные мечтания. Ни в какую деревню старик с «барышнями» не уедет. Квартет «уходящей натуры» с горящими свечками в руках медленно поднимется по крутой лестнице куда-то ввысь и, кажется, не столько просто уйдет в закулисное пространство, но растворится, исчезнет, «пройдет». Останется только белый голубь шумно забьется в оконное стекло опустевшего, несмотря на присутствие молодых хозяев, дома Пресса «Он и она» – выставка, посвященная Андрею Мягкову и Анастасии Вознесенской, видеосюжет телеканала «Культура», 8.07.2023 На Троекуровском кладбище открыли памятник Мягкову и Вознесенской, ТАСС, 7.07.2023 Открытие памятника артистам Андрею Мягкову и Анастасии Вознесенской на Троекуровском кладбище. Фоторепортаж, Агентство городских новостей «Москва», 7.07.2023 Хабенский и другие на прощании с Анастасией Вознесенской: скорбные кадры, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 17.01.2022 В Москве простились с вдовой Андрея Мягкова актрисой Анастасией Вознесенской, видеосюжет Пятого канала, 17.01.2022 Ушла из жизни народная артистка России Анастасия Вознесенская, видеосюжет Первого канала, 14.01.2022 «У любви нет прошедшего времени»: одна судьба Анастасии Вознесенской и Андрея Мягкова, Ольга Маркова, Вечерняя Москва, 14.01.2022 Любимова выразила соболезнования в связи со смертью актрисы Вознесенской, ТАСС, 14.01.2022 Леонтьев о смерти Вознесенской вслед за Мягковым: «Не помню их в разлуке», 5 канал, 14.01.2022 Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022 «Я ухожу, а вы остаётесь». Служебный роман Андрея Мягкова завершился, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 24.02.2021 Путин наградил Спивакова орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, РИА Новости, 13.08.2019 Евгений Каменькович: «Андрей Мягков и его супруга Анастасия Вознесенская во время репетиций стеснялись делать друг другу замечания», Анжелика Заозерская, Москвичка, 9.07.2014 Андрей Мягков показал в Липецке свой спектакль «Ретро», Gorod48.ru, 6.05.2013 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 «Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002 |