Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Альфия Васенина
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Казус Катуриана

Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Кирилл Серебренников сочинил страстный, пугающий и очень личный спектакль. Сюжет макабрической пьесы ирландского драматурга Мартина Макдонаха, ставшего столь популярным в нынешнем российском сезоне, позволил Серебренникову высказаться необычайно откровенно и страстно.

Открыв забрало, он сочинил свой самый натуралистический и искренний спектакль, производящий полное смятение и ужас в зрительских рядах. Странным образом он напомнил мне картины Бастьена-Лепажа, чья выставка только что закрылась в парижском музее Орсе. Известный художник «натуральной школы», восхищавший Эмиля Золя, он писал крестьян на пашнях, изможденных дневными трудами, детей и полицейских на улицах. Но чтобы он ни делал, в его чрезвычайно подробном письме проступал экспрессионистский «мунковский крик»- то взгляд, исполненный отчаянья, то изгиб головы, в котором запечатлены ужас и страдание бедного человеческого существа. Серебренников в "Человеке-подушке"создает именно такой стиль, в котором натурализм соседствует с экспрессионизмом, как это было в начале ХХ века. У него рядом с нескончаемыми слезами и стонами, сердцебиением, различимом в первом ряду, с кровью, слишком похожей на настоящую, существуют сюрреалистические кресты с распинаемыми детьми, окровавленные птичьи головы из папье-маше и немые девочки, покрашенные зеленой краской.

Театр как искусство метафизическое режиссер отвергает,"переделывает"его в кинематограф. Экрана, конечно, нет, но зато есть линия рампы, перед которой совсем рядом с публикой сидят два «шумовика»(они же садистические"па"и «ма»- Василий и Анжелика Немирович-Данченко) с микрофонами и подручными средствами творя иллюзию,"озвучивая"происходящее на сцене. Удары по телу, передаваемые с помощью капусты, шорохи разрываемой и потом горящей бумаги, много других естественных шумов соединяется со странным и магическим гулом, исходящим от вращения пальцев над бокалом, от прикосновения к клавишам, из которых извлекаются тихие, полные глубокой меланхолии аккорды.

Психоделия композитора Сергея Невского и сюрреалистическая игра художника Николая Симонова предполагает тот люфт, то свободное пространство эстетической меланхолии, которое помогло бы отстраниться от ужасной истории. Но музыка звучит совсем тихо, едва заметно, а вся плотная ткань спектакля не оставляет места для вздоха.

Сюжет у Макдонаха покруче «Молчания ягнят»- самый черный триллер. Молодой писатель попадает в тюрьму где-то в тоталитарной стране. Ему тычут в нос его рассказы, пытают и требуют признаться в убийстве троих детей. Он пытается доказать, что за литературу нельзя расстреливать. За стеной кричит его умственно отсталый брат, который признается следователю, что это он убил детей, начитавшись рассказов братца-писателя. По ходу выясняется, что родители братьев,"ма"и «па», растили писателя с детских лет, сознательно отравляя его таинственными стонами: в течение семи лет, изо дня в день в соседней комнате они истязали его братика. Когда четырнадцатилетний писатель обнаружил пыточную комнату и своего несчастного брата, он задушил подушкой сначала папу, потом маму и стал сочинять рассказы, один мрачнее другого.

Описывая мир, затопленный не только слезинками, но и цистернами детской крови, писатель спасался от ужаса своего детства и исполнял главную, на его взгляд, миссию искусства — сочинять и рассказывать истории. В данном случае — истории, леденящие кровь. Но он не думал, что кто-то способен эти истории воплотить в жизнь.

Актеры играют без всякого зазора, полностью соединяясь со своими персонажами. Такой плотной, бескомпромиссной игры в театре мною давно не наблюдалось. Истеричный юный следователь Ариэл Юрия Чурсина находится почти на грани безумия. Его следственная «манера», как вскоре выяснится, зиждется на том, что его судьба во многом схожа с судьбой подследственного: он убил своего отца, который насиловал его долгие годы. Проницательный писатель к финалу догадывается, что и пьющий следователь Тупольски (Сергей Сосновский) связан с темой его рассказов: его сын утонул в детстве.

Анатолий Белый играет писателя Катуриана по очень высоким ставкам — так, точно от его игры зависит жизнь и смерть. Кажется, никогда еще в его формально изысканной коллекции ролей не было такой, которая бы вытащила его из брони профессионализма в пекло экзистенциального ужаса. Алексей Кравченко превращается в по-настоящему отсталого и хитрого, жестокого и нежного брата Михала.

Актеры, и без того работающие с кинематографической достоверностью, вынуждены взвинчивать свою естественность в присутствии двух детей, играющих девочку (Лиза Арзамасова) и мальчика (Денис Сухомлинов).

Серебренников не боится сильно действующих средств. В присутствии распинаемой на кресте девочки, вообразившей себя Христом (один из персонажей катуриановского рассказа), даже у самого циничного заходится от сострадания сердце, а уж когда она выносит огромную — с ее рост — слезинку, горло сжимает спазм. Подвешенная на крючок эта слезинка так и будет висеть до конца спектакля напоминанием об ужасе мира, в котором уничтожают и насилуют детей.

Когда до расстрела у писателя остается 10 секунд, он начинает сочинять свой последний рассказ. Рассказ, который должен кончиться по обыкновению плохо. Но следователь выстреливает на четыре секунды раньше, и рассказ прерывается в то мгновение, откуда еще возможен счастливый исход. И жизнь, а может и Бог, вырвавшись из мрачного сознания писателя, заявляют о том, что не вся земля покрыта его черной меланхолией.

Спектакль сильно воздействует. Но вместо того чтобы создать по отношению к макдонаховскому сюжету дистанцию, напоить его воздухом художественной игры и парадоксов, Серебренников стал настаивать на психологическом натуралистическом триллере, и так и не смог уйти из-под власти своего материала, подобно Катуриану оставаясь в рамках картины мира, полной насилия и перверсий. 
Пресса
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004